вторник, 28 марта 2006 г.

Apple и Adobe: битва за пользователя

В конце 2005 — начале 2006 стали очерчиваться контуры нового поколения софта для фотографов. Сразу два гиганта рынка — Apple и Adobe — выпустили с разницей в месяц два сходных продукта, Aperture и LightRoom соответственно. Функциональность обеих программ одинакова: обе созданы для того, чтобы обеспечить фотографов всем необходимым (средством первичного отбора, редактирования и хранения снимков) в рамках одного продукта. Photoshop правил балом долго, но в нем слишком много функций, которые просто не нужны цифровым фотографам, а также не хватает многих жизненно важных вещей; пришло время для создания специализированного продукта. Меня в этой истории больше всего заинтересовали методы подачи продукта и привлечения клиентов, хочу сказать пару слов об этом. Очень показательная получается история о том, как не надо спешить.

Обе компании, что называется, поймали ветер и ковали пока горячо. В результате оба продукта выпущены на рынок в довольно сыром состоянии. Apple успела выпустить свой продукт раньше. Что мы видим? Aperture — это прекрасный по интерфейсу продукт, в котором, к тому же, реализована масса приятных функций. К примеру, хранение версий редактуры снимка не в виде многих файлов, а в виде одного входа с закладками, что-то вроде тредов в Gmail. И так далее. Однако, программа лишена некоторых базовых вещей, без которых с ней очень сложно работать, а самое главное — она очень требовательна к ресурсам и медленно функционирует даже на самых быстрых МАКах. Настолько медленно, что использование каскада разрозненных программ для отбора, редактирования и архивирования, которым пользуются фотографы сейчас, получается заметно эффективнее единого решения от Apple. Стоит Aperture около $500.


В Adobe тоже спешили, тем более что они оказались в роли догоняющих. Их LightRoom выпущен в сыром виде, они этого и не скрывают, поэтому в названии присутствует индекс Beta. При этом программа в целом работает быстрее Aperture, хотя тоже не лишена ошибок и ограничений. Вот тут начинается самое интересное. Adobe на данном этапе разработки отдает LightRoom абсолютно бесплатно — вы можете абсолютно легально скачать дистрибутив с сайта проекта. Организована хорошая служба сбора багов, а также пользовательских пожеланий.

Что дальше, какие выводы? Доведение LightRoom до ума займет у Adobe около года, очевидно, и только после этого они начнут продавать пакет, извлекать прибыль. За это время Apple успеет, конечно, исправить ошибки и оптимизировать быстродействие. Однако Adobe получит колоссальное преимущество за счет разумной маркетинговой политики. Во-первых, они заработают (уже заработали) уважение фотосообщества честностью своего маркетинга: сырой продукт не стоит денег. Во-вторых, они вовлекают фотографов всего мира в тестирование, получая тем самым вал бесценного feedback-а: результирующий продукт будет учитывать все основные пожелания пользователей, тем самым он будет очень точно приспособлен под нужды всей целевой аудитории, а не только тех, кто его сейчас пробует.

И самое главное, за год бесплатной эксплуатации заметное число профессионалов, бесплатно «приобщившихся» к LigthRoom, успеют поместить в эту систему хранения очень большие объемы данных, а также освоиться со специфическими методами поточного редактирования. Их будет очень сложно уговорить поменять LightRoom на конкурирующий продукт, даже если он будет немного лучше (что совершенно необязательно). Это подобно тому, как человек не станет менять старую работу на новую из-за прибавки в 5 копеек: тут все известно, а на новом месте пока освоишься, пока поймешь, что к чему...

Фактически, Adobe получит в день введения программы в платную эксплуатацию больше денег, чем Apple за год. Причем прибыль Apple заранее ограничена тем фактом, что за их продукт с негативными рецензиями ведущих обозревателей нужно сразу платить солидные деньги, и это в присутствии бесплатного предложения конкурента. Заметим также, что LightRoom будет выпускаться и для Windows, в отличие от Aperture (только mac-версия). С одной стороны мы видим продуманный community-building с отложенным получением прибыли, a с другой — классическую модель продажи софта, причем очевидно, что классика проигрывает с заметным отставанием. Странно, что в роли ретрограда оказалась Apple, известная своими нестандартными подходами к бизнесу и любовью к инновациям. Возможно, не все так просто и у них тоже что-то есть в запасе.




Другие посты по этой теме:



0 коммент.:

Отправить комментарий

Ваш комментарий появится в блоге после проверки администратором