Перевод статьи Денни Салливан от 3 июня 2009 на searchengineland.com.
Представьте, что вы включили свой компьютер и обнаружили, что часть программ на нем не работает из-за того, что без вашего ведома операционная система обновилась и теперь не поддерживает более ранние версии. Именно это случилось на этой неделе с Google. То, что раньше действовало безотказно, теперь не работает, потому что Google не поддерживает предыдущие версии. Похоже, это беспрецедентный случай.
Не стоит впадать в панику. Одно из изменений в действительности не затронет большинство сайтов, и коснется только тех, кто использует SEO-приемы, призванные повлиять на PageRank. Другое изменение будет несколько более заметным и может означать, что тысячи сайтов теперь нарушают правила Google в отношении продажи ссылок, даже не зная об этом. Но и оно не будет иметь немедленного эффекта. Ниже я более детально объясню, в чем заключаются оба изменения.
В обоих случаях самое важное то, что владельцам сайтов, возможно, придется поменять что-то на своих сайтах не потому, что они пытались “обмануть алгоритм поисковой системы”, а напротив, потому что они следовали правилам и инструкциям от Google. Они делали это, потому что им было это рекомендовано, и теперь им придется переделывать работу заново.
Именно эта часть является поистине беспрецедентной. Google постоянно обновляет свои алгоритмы для работы с содержанием сайта, начиная с нововведений для индексирования PDF-документов и заканчивая показом ссылок на другие страницы сайта в результатах поиска. Все эти обновления в целом были позитивными и не требовали почти или совсем никакой работы со стороны владельцев сайтов – до сегодняшнего дня.
Формирование PageRank: Трата денежных знаков “авторитета страницы”
Обратимся к формированию показателя PageRank. В целом, каждая страница, которую находит Google, имеет хоть какой-то вес, который страница может передавать другим страницам – PageRank. Ссылки с этой страницы на другие – это путь, по которым передается вес. И в базовом варианте каждая ссылка на странице в равной степени передавала часть веса.
Представьте это таким образом. Допустим, вес страницы – это деньги, и у конкретной страницы есть 10$ веса, который она может потратить. Она ссылается на 10 других страниц, каждая из которых, таким образом, получает по 1$ (делим 10$ на 10). Если она ссылается на 20 страниц, каждая из них получит по 50 центов (делим 10$ на 20). Если она ссылается на 5 страниц, то они получат по 2$ (думаю, вы уже поняли принцип подсчета).
Для того, чтобы повлиять на PageRank, можно заблокировать часть ссылок на странице и не дать им получить вес (для этого используют атрибут nofollow или другие средства). Допустим, на странице много навигационных ссылок на другие страницы вашего сайта. Чтобы не растрачивать зря “средства” и не передавать вес этим страницам, вы можете потратить их на меньшее количество страниц, которым пригодится дополнительный вес.
Формирование PageRank становится популярным
Эта техника была известна уже давно и до середины 2007 года называлась по-разному. В 2007 году она стала общеизвестной в среде SEO-специалистов. По моему мнению, это случилось после того, как Мэтт Катс, “главный по борьбе со спамом” Google, обсуждал на открытой дисскуссии с представителями SEO каким образом Google YouTube воздействует на PageRank.
Я помню, что это было представлено как путь к тому, чтобы лучшие страницы сайта получили более высокий PageRank. Я также помню, что я не был в восторге от этой идеи (и кажется, я сказал об этом на той встрече). Многие годы мы утверждали, что владельцы сайтов не должны предпринимать никаких особых мер для того, чтобы помочь поисковым системам.
Правильные названия страниц, открытость для поисковых систем – без сомнения. Но необходимость думать о каждой ссылке? Как мне казалось, в этом Google уже давно собирался покопаться. Я предполагал, что Google разберется, сколько веса дать навигационной ссылке, если одни и те же ссылки появляются на множестве страниц одного и того же сайта.
Чтобы вы меня поняли – не то, чтобы Мэтт сказал всем о том, что нужно заняться формированием PageRank. На встрече обсуждались разные темы, и это лишь одна из них. Но это был совет, который исходил от Google – и он превратился в джинна, не желающего возвращаться в бутылку.
Вскоре после этого Рэнд Фишкин из SEOmoz опубликовал статью по этой теме и еще быстрее новость подхватили в сети. Эта тема обсуждалась на конференциях, она стала новым модным веянием в SEO. И если к большинство усилий в сфере SEO направлено на то, чтобы последовать за очередной новой (и часто бесполезной) причудой алгоритма, старт этой погоне был дан самим Google. Почему бы продвинутым людям не использовать этот метод?
Технология формирования PR подвергается сомнению
Не все считали эту технологию полезной. Было немало споров на тему, дает ли она преимущества. Кто-то возражал против ее использования в принципе. А представители поисковых систем, когда им задавали вопросы по этому поводу, отвечали, что есть другие вещи, на которые лучше потратить усилия. Но они также и не запретили ее использование. В прошлом году я высказался на эту тему:
“Я согласен с мнением о том, что формирование PR это несущественный вид деятельности в сравнении с другими. Но если вы работаете в “продвинутом SEO” - возможно, это не такой уж второстепенный вопрос. Сами поисковые системы говорят о том, что у него есть определенная ценность, они не говорят, что формирование PageRank – это абсолютная потеря времени. И если вы уже сделали все “более важные вещи” - тогда да, на что-то в этом роде стоит обратить внимание.
Или, как объяснил Майкл Грей, если ваш сайт похож на старый, видавший виды автомобиль, ставить на него “двигатель” в виде формирования PageRank вряд ли имеет смысл. Но если у вас новенький спортивный автомобиль, что же…
Технологии формирования Page Rank обесцениваются
Итак, сегодня на встрече в рамках SMX Advanced, обсуждалась технология формирования PageRank. И тут Мэтт Катс буквально взорвал бомбу в зале, объявив, что теперь бесполезно пытаться передать больше веса PageRank незаблокированным страницам. Еще раз – и здесь это уже совсем просто – если у вас 10 $ веса на 10 ссылок и вы блокируете 5 из них, остальные 5 не получат по 2 $. Они все так же получат по 1 $, просто остальные 5 $, которые вы пытались сохранить, теперь будут потеряны.
Кроме того, было сказано, что в 2007 YouTube не использовал технологию формирования PageRank. Напротив, речь шла о том, что YouTube показывает часть видео-роликов в произвольном порядке и не хотел, чтобы эти случайные подборки получали больше веса, чем им следовало. И даже после объявленных сегодня изменений, это все еще работает. В прошлом незаблокированные видео получали больше веса, а блокированные не получали ничего. Теперь незаблокированные ролики все еще получают вес – просто не так много – а блокированные все так же не получают ничего.
Может, именно так это и работает на YouTube, и тем не менее, я помню, что формирование PageRank позиционировалось Google как один из способов дать отдельным страницам больше веса. Вот цитата из выступления Матта на одном из официальных мероприятий Google:
Как можно использовать тэг nofollow? Один из хороших примеров – главная страница сайта expedia.com. Если вы зайдете на эту страницу, вы увидите, что ссылка “зарегистрироваться” заключена в nofollow. Это отличный способ использования тэга, бот Google не собирается узнавать, как можно зарегистрироваться в системе, так зачем же терять вес PageRank на страницу, которая не принесет пользы и не привлечет дополнительных посетителей на сайт?
Точно так же, ссылка “Мои маршруты” на expedia.com заключена в nofollow. Это еще одна страница, которая не послужит конвертации и не принесет пользы никому, кроме зарегистрированных пользователей, так что nofollow на главной странице сайта означает, что Google не последует по этим конкретным ссылкам.
Большинству вебмастеров не стоит волноваться по поводу формирования PageRank на своем сайте, но если вы хотите поэксперементировать с более продвинутыми средствами, используя nofollow для того, чтобы передать меньше веса страницам с заметками об авторских правах, условиями оказания услуг, личным страницам и т.п. - то это для вас.
Я выделил жирным шрифтом ключевую часть. Мэтт подчеркивает – и он постоянно делал это с момента первого упоминания на встрече с представителями SEO – что это что-то, о чем большинство людей не должно особенно думать. Но сказать “зачем зря терять PageRank” означает, что в то время, когда он давал этот совет, PageRank можно было “сэкономить” и “потратить” на другие страницы.
Можно ожидать, что Мэтт опубликует пост в блоге для того, чтобы раскрыть эту тему. Можно ожидать, что куча народу будет разбираться в нововведении и в том, что оно может означать. И нужно понимать, что на самом деле вес страницы никогда не делился между ссылками поровну. Например, в то время, как у страницы может быть 10 $, сам Google скорее работает как банкир страницы, а не как ее автор.
Я не думаю, что стоит паниковать и немедленно убирать атрибуты nofollow, поставленные для целей воздействия на PageRank. В целом, я никогда не рекомендую что-то менять сайту, который хорошо работает. Повремените, пока дополнительная информация и обсуждения не будут опубликованы Google или другими источниками.
JavaScript onClick и беспокойство по поводу платных ссылок
Те, кто по совету Google занимался формированием PageRank, вполне возможно потратили время на что-то, что больше не работает, или работает не так эффективно – но это совсем не означает, что они потратили время зря. Вероятно то, что они сделали, уже помогло им в прошлом (многие верят в это).
И вероятно, им не понадобится опять тратить время и убирать то, что было сделано – ведь существует огромное количество сайтов, у которых все еще есть метатэги с ключевыми словами, хотя известно, что они давно уже не поддерживаются поисковыми системами. Это и есть “совместимость с предыдущими версиями”. Людям не нужно ничего менять, потому что их сайты все еще работают, несмотря на то, что какие-то функции уже не поддерживаются.
В случае с новым подходом к функции “onClick” в JavaScript дело обстоит по-другому. Чтобы разобраться в нем, прочтите подробный отчет Ванессы Фокс, вышедший на прошлой неделе (Vanessa Fox: Google I/O: New Advances In The Searchability of JavaScript and Flash, But Is It Enough?) - он наделал здесь много шума. Ссылки в JavaScript, которые раньше были невидимыми для Google, теперь читаются.
Некоторые использовали JavaScript для того, чтобы продавать ссылки не нарушая рекомендаций Google – и с технической точки зрения, они не преступали закон. В течение долгого времени это было приемлемым и “безопасным” способом обращаться с платными ссылками, предложенным самим Google.
Теперь Google неожиданно ввел новый закон “о защитных шлемах” для сайтов, говоря, что старые шлемы больше не годятся - и они должны сделать что-то другое.
Как насчет nofollow? В конце концов, Google без конца продвигает nofollow как средство безопасности для платных ссылок, существующих уже долгое время.
Действительно - и существует множество сайтов, которые и не были в курсе “последних веяний” и не следовали последним руководствам Google. Но это совсем другое, чем сайты, которые думали, что поступают правильно, а теперь должны опять все менять.
Для протокола: Мэтт сказал, что никаких немедленных штрафов, скорее всего, не будет. Если честно, я думаю команде по борьбе со спамом еще предстоит самой переварить нововведение от команды специалистов по поисковым алгоритмам. Он также сказал, что атрибут nofollow может применяться для ссылок JavaScript, которые не блокируют редирект через robots.txt.
Как я уже сказал, в случае с формированием PageRank я не советую впадать в панику. Но совсем другое дело, если вы продаете платные ссылки и думали, что JavaScript вас защищает. Здесь стоит действовать быстро и обеспечить, чтобы все редиректы были заблокированы с помощью nofollow в JavaScript или через robots.txt. (Например, наши платные ссылки доставляются через JavaScript, созданный Google Ad Manager. На всех этих ссылках стоит редирект через домен http://googleads.g.doubleclick.net – и вы можете увидеть в файле robots.txt, что поисковым машинам не разрешается по ним следовать. Таким образом, вес другим страницам не передается).
Важность “совместимости с предыдущими версиями”
В целом, я хочу, чтобы Google продолжал развиваться. Но важно обеспечить, чтобы изменения не приводили к значительному увеличению объема работы для владельцев сайтов. Нам нужен период “совместимости с предыдущими версиями” для индексации Google точно также, как он нужен для операционной системы компьютера.
0 коммент.:
Отправить комментарий
Ваш комментарий появится в блоге после проверки администратором