Последний месяц наша страна занимается легализацией параллельного импорта. Лично для нас с вами, это, скорее, хорошо. Давайте расскажу, почему.
Представьте себе автомобильную запчасть под маркой «Audi». Допустим, эту запчасть выпускает завод в Китае. Сейчас партию таких запчастей купить у китайского завода и завезти их в Россию на продажу могут только сами Audi или их официальные дилеры, которые получили согласие на ввоз у Audi.
Если мы с вами, без разрешения правообладателя, купим в другой стране запчасти Audi, завезём их в Россию и выставим на продажу, это будет нарушением права на товарный знак «Audi» — «серый импорт». Запчасти окажутся контрафактом, со всеми вытекающими: компенсации, конфискация, блокировки. Причём неважно, будет это подделка или запчасть с иностранного конвейера самих Audi: без согласия правообладателя нельзя ввезти в нашу страну товар, маркированный его знаком.
Такие правила работают для любых иностранных товаров, товарные знаки которых зарегистрированы в России. У юристов это называется «Национальный принцип исчерпания права на товарный знак».
Сейчас наша страна переходит с национального исчерпания на международное. Его логика такая: если товар не подделка, то неважно, в какой стране его произвели и кто ввозит его в Россию. В этом и есть смысл легализации параллельного импорта: теперь оригинальные товары можно будет завозить в страну без согласия правообладателя, параллельно с «официальными» поставками.
Что это значит для нас с вами?
- 1. Открываются новые направления для бизнеса. Можно налаживать параллельные поставки и конкурировать с «официальными» дилерами. Или даже заменять тех, кто ушёл.
- 2. Импортные товары будут постепенно дешеветь. Или, по крайней мере, не так быстро дорожать. Потому что будут появляться поставщики, которые составят конкуренцию эксклюзивным дистрибьюторам-монополистам.
Вспомните, что творилось с ценами на машины последний год: дилеры вешали «допы» на автомобили и продавали их с космическими наценками. А альтернативы не было: ведь новую машину можно было купить только у дилера. Теперь, грубо говоря, никто не мешает привезти автовоз из соседней страны и составить конкуренцию официальному дилеру, продавая машины с не такими дикими наценками.
Конечно, сами иностранные производители не в восторге от всей этой затеи. Они, со своей стороны, начнут контролировать, кому продают товар с заводов: теперь это станет их головной болью. Скорее всего, начнут «душиться» с гарантийным обслуживанием. Вслух от них звучат доводы в ключе «неофициальные поставщики не смогут обеспечить транспортировку и хранение товара без потери его качества», но тут вы уже сами можете оценить надуманность таких доводов.
Важный нюанс: легализация параллельного импорта не означает, что «Товарные знаки — всё», «В России расцветёт контрафакт» и всё остальное, о чём писали некоторые СМИ. Когда мы говорим про параллельный импорт, речь идёт не про подделки, а про оригинальные товары.
Сейчас правительство приняло постановление, по которому Минпромторг утвердит перечень видов товаров, в отношении которых будет разрешён параллельный импорт. Я видел рабочую версию перечня: он огромный, там есть практически все виды товаров. Скорее, сложно найти, чего там нет. Посмотрим, что примут в итоге. Но вряд ли его шибко порежут, учитывая текущую ситуацию в стране.
А тем, кто рассуждает в ключе «Ужас-ужас, в России отменяют интеллектуальные права» можно сказать вот, что: национальный и международный принцип исчерпания права — это просто два разных подхода. Не «Один — хороший, другой — плохой», а «Два разных». Свои плюсы и минусы есть и там, и там. Есть много стран, где давно работает именно международный принцип исчерпания прав (как те же США или Япония, например).
Автор: Алексей Башук.
Интересное...
0 коммент.:
Отправить комментарий
Ваш комментарий появится в блоге после проверки администратором