суббота, 27 октября 2018 г.

Почему Яндекс решил продаться Сберу?

Почему Яндекс решил продаться Сберу?

Это текст из телеграмм-канала Digital Доктор.

Сразу несколько подписчиков попросили меня прокомментировать ситуацию со слухами о том, что Сбер планирует купить 30% доли Яндекса.

Ну, что же, комментирую...





Если взглянуть на отчётность Яндекса за последние два квартала (раз и два), то там всё растёт, цветёт и пахнет. Словно компанию кормят анаболиками.

Собственно, это и происходит — такой накачкой оборотов занимаются обычно перед продажей.

Обратите внимание: в отчётах речь, практически всегда, идёт о росте дохода, но не прибыли. Прибыль же растёт практически только по одному направлению — рекламы в поиске, в который её напичкали уже столько, что больше просто некуда.

Поэтому продажа частей компании или даже всей целиком была очевидной целью этого пампинга.

Другой вопрос, почему вдруг решили продать? Тут причин целая куча.

1. Основателями Яндекса были Илья Сегалович и Аркадий Волож. В 2013 году Сегалович умер. Как оказалось впоследствии, он играл крайне важную роль в качественном развитии компании. После его смерти поиск Яндекса, по факту, прекратил своё развитие и просто стал выдаивать деньги из всех участников рынка: рекламодателей, изданий/СМИ, вебмастеров. А Волож, по комментариям многих сотрудников Яндекса, просто «устал». Ну, и как вишенка на торте: Аркадий недавно сделал себе и всей семье гражданство Мальты, что недвусмысленно намекает, что он собрался на пенсию.

2. Негативная ситуация в экономике РФ прямо бьёт по Яндексу. Как бы он ни пытался выкачивать деньги из всех российских ниш, куда может залезть (такси, доставка еды, медицина, контентные сервисы и так далее), в долларовом выражении компания всё равно падает. Поскольку акции Яндекса торгуются не только на российской бирже, то это создаёт ситуацию, когда ты бежишь всё быстрее, но остаёшься на месте. Такое состояние не нравится ни одному бизнесмену: он понимает, что пора фиксировать прибыль и выходить из бизнеса, потому что перспектив не видно.

3. Правительство России хочет контролировать как можно большую долю российского Интернета. Больше цензуры, «хорошей и разной». Это, конечно же, сильно тормозит бизнес, накладывает кучу ограничений и портит репутацию. Поскольку просвета в политике не предвидится, то надо успеть продать аффилированным с правительством структурам свой бизнес как можно быстрее и дороже.

4. Сбер хочет купить не просто 30% акций Яндекса, а купить особые, привилегированные акции, которые позволят получить контроль над операционной деятельностью компании. Большая часть таких акций принадлежит как раз Аркадию Воложу, что, собственно, подкрепляет мои доводы о том, что основатель Яндекса «устал».

После слухов о предполагаемой покупке, акции Яндекса рухнули на 18%, что противоречит стандартной практике: новости о покупке, обычно, наоборот положительно оцениваются рынком. Дело в том, что инвесторы понимают, что если госкомпания получит доступ к операционному управлению, то Яндекс сам станет госкомпанией и, следовательно, полетит в пропасть. Тем более стоит учитывать тот факт, что текущие финансовые показатели компании и так искусственно накачаны перед продажей.

#От_подписчика

В Яндексе не только Волож «устал». Там уже многие «устали» и сбежали.

Все что вы говорите в своем посте абсолютно верно.

Я проработал в Яндексе 4 года. Уволился из компании год назад и переехал работать в Европу.

В Яше я трудился в команде поиска. Закат компании по факту начался в 2014 году:

1. Умер Сегалович,
2. Случился "Крым наш",
3. Рубль обесценился вдвое,
4. Компания закончила свою попытки выхода на рынки за пределами СНГ.

Поскольку Яндексу нужно было показывать акционерам успешные фин. показатели, то были наняты десятки "эффективных менеджеров", которые нацелились на краткосрочное выдавливание всех соков из рынка:

- Реальное количество объявлений директа на странице поиска выросло на 30%,
- Аукцион переделали так, чтобы искусственно высасывать из рекламодателей больше денег,
- На развитие поиска как такого в принципе забили.

Но ключевая проблема была в том, что для разработчиков Яндекс быстро стал крайне непривлекательной компанией. В долларов выражении зарплаты стали микроскопическими, вместо интересных проектов и задач появилась потребности на разработку только свистоперделок, которые позволяют как можно больше выжать денег из всех сервисов компании в короткий промежуток времени. Атмосфера в компании сильно испортилась. Начало появляться все больше людей, которые приходили плести интриги, ябедничать ну и в общем делать что угодно лишь бы не работать.

Костяк старой команды начал уходить: кто-то уехал в Европу (как я), кто-то в Калифорнию. За эти 4 года из Яндекса ушло очень и очень много хороших разработчиков и тимлидов. В принципе вы можете это заметить по последним продуктам компании)

Теперь про самого Аркашу (имеется ввиду Волож): если вы послушаете его выступления за последние пару лет, то такое ощущение, что он вообще не Яндексом руководит, а какой-то другой компанией в параллельной вселенной, где все цветет и пахнет, а мы со дня на день полетим на космических кораблях к Альфа Центавре. Он сам себя всячески убеждает в том, что с Яндексом все в порядке и это просто неблагоприятная политическая обстановка, которая вынуждает его продать свою высокоэффективную компанию.

На деле там уже все очень и очень плохо, что будет после продажи даже страшно представить. Скорей всего новый mail.ru, который превращает в какашу все к чему прикасается.

Яндекс решил коряво отыграть всё назад

Вчера днём вышло официальное заявление Яндекса и отдельно Аркадия Воложа по ситуации с возможной продажей Сбербанку 30% доли в компании. Приведу краткую выдержку: «Я планирую и дальше возглавлять Яндекс и не намерен продавать свою долю в компании» — заявил Волож. При этом пресс-служба Яндекса и сам Волож не отрицают обсуждений с потенциальными покупателями возможности продажи долей в компании и называют это обычной практикой.

Казалось бы, эти заявления развенчивают мой текст выше о том, что Волож «устал» и хочет «на пенсию». Но я бы предложил более внимательно изучить некоторые обстоятельства.

1. Слух про покупку Сбером вышел 18 октября, а опровержение только 22 октября. За это время акции упали на 22% (это очень и очень много для публичной компании, настоящая катастрофа). Если это был слух, то зачем было тянуть 4 дня? Можно было опубликовать опровержение в тот же день и не доводить до такого ужасного падения. Почему этого не сделали? Потому что планы о продаже Сбербанку были реальными. Их, в общем-то, и пресс-служба не отрицает. Просто после реакции рынка Волож решил немного спасти положение, заявив, что не намерен продавать свою долю. Ключевой акцент в его высказывании — это «не намерен» вместо «не намеревался». То есть от идеи этой он отказался уже после сверхнегативной реакции рынка и серьёзного падения цены его доли в компании. На фоне заявления Воложа цена акций сразу подросла на 9%.

2. Сразу после высказывания Аркадия ему напомнили о его мальтийском гражданстве и о том, что правительство не желает видеть владельцем компании, контролирующей инфопотоки в стране, человека с иностранным гражданством. Этот сигнал дал инвесторам окончательное подтверждение того, к чему всё идёт, и акции Яндекса дальше покатились вниз.

В общем, такие «опровержения» скорее похожи на подтверждение моих мыслей.

Я был настолько уверен в своей правоте, что купил утром понедельника (по Московскому времени) акций Яндекса на $12.000, и ко второй половине дня заработал $1.000, успешно зафиксировав прибыль. Почему я это сделал?

Было очевидно, что в понедельник Яндексу придётся идти на попятную и опровергать слухи о продаже. Иначе, в случае подтверждения сделки, акции компании и вовсе отправились бы в крутое пике.

Тот факт, что это не было сделано в пятницу, говорил о том, что выходные взяли на раздумья. А значит — дело серьёзное и продавать, скорее всего, всё же хотят, но не знают, как это сделать без негатива со стороны рынка.

По этой причине в понедельник я продержал акции на руках всего 8 часов: как только позитивный запал инвесторов начал спадать, я всё продал.

Почему не стал держать и ждать большего повышения цены? Потому что было понятно: позитив быстро перекроется негативом реального положения дел. Так, собственно, и случилось.

Падение акций Яндекса после новости о покупке его Сбербанком


К слову, некоторые подписчики спрашивали меня: зачем я так глубоко копаюсь в делах IT-компаний? В чём мой интерес и зачем мне это вообще? Ответ на вопрос вы прочитали выше. На этом можно отлично заработать, если торговать акциями этих компаний.

Интересное...




Другие посты по этой теме:



0 коммент.:

Отправить комментарий

Ваш комментарий появится в блоге после проверки администратором