вторник, 3 августа 2021 г.

Таксисты

Таксисты

    Таксисты — это основа, универсальный пример, показатель того, как переменчива судьба, как непредсказуем прогресс.

    Не будем углубляться за ворот ямщиков и прочих извозчиков. Возьмём обозримую ретроспективу. В крупных городах Советского союза таксисты были хозяевами жизни, повелителями Вселенной.

    В общем, до некоторой степени, примерно также хорошо чувствовали себя все деятели сферы услуг. Парикмахеры, продавцы, официанты. Если дефицитом являются товары, то почему им не должны являться услуги? В рамках плановой экономики и государственного регулирования, парикмахерскую просто так не откроешь там, где она нужна. Бариста не смешает вам лавандовый раф, а официант не принесёт поридж на миндальном молоке.

— Что из кефиров вы посоветуете мне сегодня?

— Вчерашний.

    В рамках плановой экономики, всё будет так, как надо. Будет столовая, там, куда вы не доедете, будет ресторан, за вход в который нужно заплатить швейцару, будет сушуар.

    И будут таксисты, которые обладают недосягаемым ресурсом — автомобилем. Да, это средство производства не находится в их собственности, но, фактически-то, оно у них, а значит — разницы никакой. Точнее, разница в лучшую сторону: не надо платить за обслуживание.

    Мне рассказывали об одном человеке, который работал таксистом в восьмидесятых. Он зарабатывал 600 рублей в неделю. Более того, он накручивал пробег, ставя машину на кирпичи. Потому что ехать он уже никуда не хотел, а наличных было достаточно, чтобы и в парк сдать, и прокормить неограниченное количество родственников балыком. Балык, конечно, ему выносил с чёрного хода знакомый директор магазина. В сфере обслуживания очень ценили связи друг с другом.

    При этом, таксист — это, безусловно, была работа. И непростая. Это была настоящая профессия. Во-первых, нужно уметь водить автомобиль. И не «мини-купер» на «автомате», а двадцать четвёртую «Волгу». Это — специфическое удовольствие.

    Во-вторых, нужно знать город. Ещё двадцать лет назад, тормозившие у обочины таксисты понимали, что такое «Мне туда, где кинотеатр “Эстафета”». Сейчас уже невозможно объяснить, что это вообще за странный формат общения: говорить таксисту, куда тебе надо, не называя даже адреса. А тридцать лет назад можно было поставить и более конкретную точку: мебельный магазин напротив «Эстафеты». И все знали, где это.

    В-третьих, нужно было видеть клиентов, стоящих по тротуарам, нужно было занимать своё место у гостиницы или у вокзала — договариваться, коммуницировать.

    Дальше, в девяностые, когда парки хаотично позакрывались, все стали просто «бомбить». Появилось выражение «Дорогу покажешь?». Появился акцент, появились разговоры о том, что «бомбят»-то все просто для удовольствие, а так — владеют бизнесом. Все владели бизнесом, все «бомбили» для удовольствия. Пассажиры, само собой, катались для удовольствия, а так-то владели автопарками.

    Но, в целом, стало понятно, что профессия — «стрёмная». Если эту работу может выполнять любой среднеазиат на разбитой семёрке «Жигулей», то о каком престиже может идти речь? Кроме того, машин просто физически стало в тридцать раз больше, а люди научились водить и покупать.

    Лет десять назад, рынок такси стремительно облагородился. Такси — это вообще, кажется, единственное, что подешевело. Хотя, бывает по-разному, но надо признать, что стало удобно.

    А что таксист? А таксист стал приложением к приложению в смартфоне. Он не делает ничего, он просто устаёт и ждёт, пока его заменит автопилот. Не нужно знать города, не нужно вступать в коммуникацию, не нужно даже знать языка. Как устроен автомобиль, знать тоже не нужно, потому что газ, тормоз, газ, тормоз. А через три года этот «Солярис» или эта «Оптима» всё равно развалится, так что — плевать.

    Кто вообще теперь такой таксист? Временная замена ещё не существующей технологии?

    Интересно тут другое. А кто на очереди? Продавцы в «Пятёрочке», по-моему, ещё существуют только потому, что касса самообслуживания не может продавать алкоголь.

    А дальше нейросеть заменит копирайтера и я умру с голода. Но всем буду рассказывать, что у меня свой бизнес, а голодаю я просто для удовольствия.

    Автор: Митя Самойлов.

 

Интересное...



Другие посты по этой теме:



0 коммент.:

Отправить комментарий

Ваш комментарий появится в блоге после проверки администратором