пятница, 25 мая 2007 г.

Влечение среды, или Крестовый поход детей

Еще не дождались мы Троицы, как тысячи отроков
тронулись в путь, покидая кров свой. Иные из них
едва на свет появились и минул им только шестой
год. Другим же впору было выбирать себе невесту,
они же выбрали подвиг и славу во Христе. Заботы,
им порученные, они позабыли.
(Средневековый историк о крестовом походе детей)

27 апреля этого года увидел свет Хакети-Хак — среда программирования для новичков. Авторы этой среды — небольшая группа разработчиков под предводительством человека, известного в сообществе Ruby-программистов как "why the lucky stiff" или просто _why, автор трогательного путеводителя по Ruby, полного мультяшных лисиц. В своем новом блоге (старый, посвященный программированию на Ruby, заброшен; новый посвящен превращения программирования в занятие легкое и приятное для новичка) _why пишет:

Подумайте, насколько часто обычные люди пишут "http://" в браузере! Это хакинг, друзья мои! Это невнятный код, нашедший свой путь в мейнстрим. Видите трепещущий дух хакерства, проникающий повсюду? (Более подробно о своих целях и намерениях _why пишет в "Манифесте Хакети".)

По сути своей, Хакети-Хак - это довольно простой текстовый редактор, плюс удобное представление результатов выполнения мини-программ, плюс простые и понятные рекомендации по изучению разных аспектов создания этих программ, плюс набор библиотек, позволяющих наиболее распространенные действия (вроде скачивания файла из интернета) выполнять в одну строчку простого и понятного кода. Простые уроки дают минимальные сведения по вопросам типизации, времени жизни объектов и прочим "теоретическим тонкостям", зато уже в 2-м уроке ученик уже работает с RSS-лентами, а в 3-м - создает свой простенький блог.

За месяц, прошедший с выпуска Хакети-Хака, появилось уже несколько тысяч "хакети-хакеров" самых разных возрастов; среда и уроки полностью переведены на французский и еще десяток переводов в процессе ; инициатива получила много хорошей прессы и восторженных отзывов в блогах.

Понятно, что _why - ни единственный, ни первый. "Ползучим черепашкам" LOGO, чай, 40 лет в этом году исполняется; существуют и более современные примеры.

Один из самых свежих примеров - среда программирования Scratch, сделанная в MIT, в лаборатории с гениальным названием Lifelong Kindergarten ("Детский сад длиною в жизнь"). "Детсадовцы" ставят своей целью "предоставить детям доступные современные средства для творчества", а их среда программирования и вовсе предполагает "программирование мышью" - перетаскивание команд и склеивание их в циклы и ветки исполнения (основанная на варианте Smalltalk - Squeak, который сам по себе создан как "Smalltalk для детей"). "Программы", создаваемые в Scratch - простые игры, презентации и прочие произведения на грани программирования и перфоманса.

Цветы жизни (пусть расцветают сто цветов!)


И тут я все понял. Вот отчего она так рассердилась.
Она не хотела, чтобы на войне убивали ее детей,
чьих угодно детей. И она думала, что книжки и
правую руку и дал ей торжественное обещание.
- "И знаете что, - добавил я, - я назову книгу
"Крестовый поход детей".
(Воннегут, "Бойня номер пять, или Крестовый поход детей")

В чем определяющая особенность таких "детских" сред? В первую очередь в том, что они делают некоторые априорные предположения о пользователях-учениках. Но вовсе не об уровне ума или образования, а об уровне необходимой вовлеченности. Предполагается, что условно-юный программист "пришел сюда" не ради получения престижной и денежной специальности или сдачи сложного экзамена. Предполагается, что ему просто любопытно, и любопытство это не угаснет только при условии достаточной вовлеченности и достаточного соучастия. (Можно говорить об "увлекательной игре", но само понятие "игры" настолько заезжено теоретиками и псевдотеоретиками психологии, социологии, политологии, что я постараюсь от него воздерживаться.)

Обобщая понятие "среды программирования" до "среды вообще", можно предположить, что граница-разница останется примерно там же. Детская среда - это среда, основными свойствами и инструментами которой являются вовлечение и соучастие. При этом занятия, в которые ты вовлекаешься и в которых соучаствуешь - могут быть каждый день разными (если уровень вовлечения в предыдущее "важное дело" упал ниже определенной планки, увлечемся чем-нибудь другим). Взрослая среда, напротив, зиждется на поставленных задачах и взятых обязательствах.

Водораздел "детских" и "взрослых" сред в этом понимании происходит далеко от возрастных категорий. По сути, представители одной профессии, ведущие близкий образ жизни, могут притом пребывать в "разных агрегатных состояниях". Речь не об инфантилизме и неспособности взять на себя обязательства, а о личных отношениях с собственным миром и собственным делом. Точнее, о том, как твой мир и твое дело соотносятся с тобой.

Без сомнения, технический прогресс, тем паче - информационный прогресс, весь этот ваш веб и дваноль, и опен-сорс, и всякое - оно создает все больше "детских" сред. Точнее, просто новых сред - среди которых становится все легче найти все то же вовлечение и соучастие.

Такое положение вещей ведет ко множеству сдвигов понимания окружающего, суть которых - страх. Точнее, опасение.

Например, критики "сред программирования для новичков" типа Хакети-Хака, считают, что программистам нельзя показывать создание блога раньше, чем элементарную логику и математику. Вообще, многие упрощения языков и форматов данных встречают возражения профессионалов, опасающихся, что снижение входного порога приводит к "замусориванию" стройных рядов домохозяйками и школьниками. (Наверное, такими, как Аншул Самар, 13-летний создатель и CEO стартапа Elementeo, поразивший на днях конференцию TiECON.)

Если отойти от собственно программистских вопросов, можно найти еще несколько неплохих примеров. Вот, например, собственный священник "Компьютерры" преподобный Михаил Ваннах опасается, что общение с неразвитыми и безответственными детьми ведет к отуплению взрослых. А собственный специалист по женщинам "Вебпланеты" Владимир Волошин опасается, что детский подход к жизни сделает "интернетчиков" уязвимыми для нечистоплотных маркетологов. Ну и, в целом, считает определение "ребенок"/"подросток", отнесенное к взрослому человеку, уже диагнозом. Неутешительным, и даже, наверное, оскорбительным.

Такое ощущение, что дети - с их особым типом мышления и побудительных реакций - стали вдруг представителями иного биологического вида (или "детскость" превратилась в заразный вирус), и такой расклад требует от взрослых серьезных мер по предотвращению биологической катастрофы и сохранению собственного вида. Детей необходимо загнать в резервации "бесполезных игрушек" (а взрослых с симптомами детскости - в резервации отдельных псевдо-игр) и тщательно прикрыть им доступ в области обитания "нормальных взрослых". Выпускать - по разрешению врача.


Знай своего врага в лицо


каждый крестовый поход детей
заканчивается тем,
что дети просто вырастают
и расходятся по домам -
недосчитываясь умерших,
не обращая особенно внимания на тех, кому
некуда возвращаться
<...>
тихие-тихие голоса тех,
кто вернулся из своего крестового похода
и теперь боится рассказать хоть кому-нибудь
насколько жутко на самом деле выглядит время
(Жадан, "Крестовый поход детей")

В традиционном "здоровом" обществе, ныне почти разрушенном, период детства был чем-то вроде "проявителя" судьбы, взросление же действовало как своеобразный "закрепитель". Переход мог быть плавным или внезапным, но происходил почти всегда. Наиболее емко процесс описал автор "Сказок для ускоренного времени": За один день она стала нездорово серьезной. Так бывает. Много раз сам наблюдал.

Сегодняшнее изменение структуры реальности дает возможность не закреплять проявленную судьбу, но проявлять ее вновь и вновь - каждый раз (каждый год, каждый месяц...) - по-разному. Техноинформационная среда приносит множество "соблазнов" - и глупых конструкторов "собери 1 из 79 возможных моделей", типа того же Lego, стартовой страницы Yahoo или ролевой игрушки; и бескрайних пространств для творчества, таких как кусок пластилина/лист бумаги, минималистичное поле ввода Гугла или Хакети-Хак.

В недостижимом, но не слишком отдаленном идеале - возможность для каждого получить собственную "детскую" среду, не обязующую, но вовлекающую и соучаствующую; утопия это или апокалипсис - зависит от точки зрения, личных убеждений, и, наверное, личной "степени взрослости". Заметим лишь, что и вирус Индиго, помимо очевидно-политкорректного эвфемизма для СДВиГа несет в себе зародыш того же мифа о детях, которые оказываются сильнее взрослых. Заметим еще, что это далеко не первый миф такого рода.

И последнее. Уязвимость "ребенка" для маркетолога и рекламиста вроде бы очевидна: теоретически, вовлекающая среда может быть создана какой-нибудь компанией-с-яйцами в своих корыстных целях. Но изменение соотношения "детских" и "взрослых" средств изменяет и соотношение ценностных ориентиров. "По случайному совпадению", тот самый urbansheep, на которого Л.А. обычно ссылается как на ребенка или "молодого умника", написал и антимонетаристский манифест новой экономики, ценности которой - внимание, соучастие, репутация - удивительным образом соотносятся с концепциями "детской" среды.

PS. Не могу не коснуться тоски по "настоящим мужчинам" и "настоящим женщинам", обычно идущей рука-об-руку с опаской от нашествия детского мира. О настоящести этого рода лучше всего сказано в одной хорошей книжке. Вот что там написано:

В те дни души были смелыми, ставки - высокими, мужчины были настоящими мужчинами, женщины - настоящими женщинами, и мохнатые зверюшки с Альфы Центавра - настоящими мохнатыми зверюшками с Альфа Центавра.

Автор: Виктор Шепелев.

Комментарии:

25.05.2007 14:28
Alex_guest
Насколько вспоминаю себя, в детстве не было большего кайфа, чем писать на Ассемблере. Какой там нафик Паскаль или еще хуже - бейсик. Зато щас тащусь от Руби - как все здорово и просто!
Так что все эти Рельсы и прочие конструкторы - это наоборот, для ленивых лысых мужиков.

31.05.2008 05:03
zabl_net
>они же выбрали подвиг и славу во Христе.
Они были жестоко обмануты своими священниками и убиты.
И Христос в этом не виноват - он их туда не посылал.
>Такое ощущение, что дети - с их особым типом мышления и побудительных реакций - стали вдруг представителями иного биологического вида (или "детскость" превратилась в заразный вирус), и такой расклад требует от взрослых серьезных мер по предотвращению биологической катастрофы и сохранению собственного вида
Наконец-то выросло поколение с полностью промытыми мозгами. Они смотрят зомбоящик с 0 лет, они начинают играть в комп. игры раньше, чем говорить и ходить.
Но это пока не биологическая, а духовная катастрофа: когда эти дети, воспитанные в "контре", "кваке" и "анрыле", получат оружие, они нам устроят биологическую катастрофу, так что вид сохранить не удастся.
Все "потомки обезьян" погибнут мучительной смертью, выживут лишь настоящие Люди.
Но мы же сами во всем виноваты - именно мы им дали все Средства Мозговой Инквизиции (СМИ), а таже "думы/кваки/анрылы" и прочую гадость, превращающую людей в зомбированных убийц.

25.05.2007 17:04
quappa.livejournal.com
Интересно, как главред относится к этим образовательным экспериментам. С одной стороны это тоже Лего, а с другой -- кирпичики-примитивы в программных средах как правило настолько малы, что уровень свободы качественно выше чем в Лего.

25.05.2007 19:29
Леха Андреев
К эксперментам над детьми я отношусь плохо. По-моему, нормальное развитие ребенка - это максимальная реализация своих адаптивных способностей прежде всего к своему времени, к своей среде. Именно поэтому хорошо развитый ребенок чаще всего умнее и выносливее своих родителей (я имею в виду, по "обучаемым" параметрам, а не по врожденным).
Поэтому любые эксперименты, когда старое поколение создает какие-то ИСКУССТВЕННЫЕ игровые среды для детей, вызывают у меня подозрение. Потому что взрослые так или иначе проецируют СВОИ заморочки на эту среду. А вовсе не потребности ребенка, в его новом реальном времени и новом реальном окружении.
С другой стороны, онлайновые игровые среды не так опасны, как офлайновые. До Интернета дети добираются довольно поздно, когда у них в общем-то уже сформированы базисные представления о мире.
А вот офлайновые эксперименты... Мне тут рассказывали про одного российского режиссера, который своего ребенка до 5 лет не подпускал к зеркалам. А потом посадил этого ребенка в зеркальную комнату - и стал снимать его шок. Типа, "авторское кино" у него такое. Моя первая реакция на эту историю была - взять бы у этого папаши-экспериментатора камеру и методично разбить ему об голову. Тоже в качестве арт-хаусного проекта, ага. Но это был бы очень гуманный проект по обучению идиота.

25.05.2007 20:18
Виктор Шепелев
Ну, вообще-то штуки о которых я пишу - это не какое-то "экспериментальное издевательство", это вполне полноценная творческая среда, упрощенная ради фана и простоты обучения. Т.е. дети - одна из, но не единственная целевая аудитория; взрослы, желающие научиться программить с нуля, тот же Хакети-Хак с удовольствием используют.
Я полагаю, что эти штуки - не из тех, которые "эксперименты над детьми".

25.05.2007 21:24
Владимир Волошин
Что зеркала... Один из наших доцентов-педиатров запрещал своему сыну до 14 лет есть мороженое!
Доктор Волошин

29.05.2007 16:12
scratch
Всё-таки хотелось бы прояснить один момент у автора...
"Дети" - это от скольки до скольки?

30.05.2007 17:47
Александр Семёнов
Рассказ про режиссера и ребенка напомнил про старенький, но мощный триллер "Peeping Tom". Там тоже папаша был "экспериментатор", а сынок стал маньяком-убийцей.
Статья мне очень понравилась. Я сам во многом сторонник различных инноваций в обучении. Однако такие инновации всегда будут встречать критику со стороны тех, кто обучался по старой системе. Например, на одном из форумов, посвященных изучению японского языка, помимо молодежи, которой приспичило учить японский на волне фанатизма от аниме, присутствуют заслуженные переводчики, которые на изучение языка убили молодость. Поэтому бессмысленно ожидать от человека, который для изучения каждого иероглифа применял метод "тупой зубрежки", тупо переписывая его по 100 раз, положительного отзыва о всевозможных мнемонических методиках, позволяющих изучать больший объем знаний за те же сроки и при меньшем количестве усилий.
То же самое и в программировании. Кажется на nnm.ru была оживленная дискуссия по поводу книги Петцольда "Код", в которой автор "на пальцах" с картинками, шутками и прибаутками начинает повествование с устройства фонарика, а завершает - основами ассемблера. Естественно, аудитория разделилась на 2 лагеря - сторонников и противников. Самый замечательный комментарий сторонников - "своего сына я буду учить основам компьютера по этой книге". Аргументы противников, я думаю, понятны всем.
Короче говоря, такие дела в лучшем случае столкнутся с завистью, в худшем - со снобизмом.

30.05.2008 23:54
завхоз
Согласен, что с детьми поосторожнее бы надо - те же человеки, только как бы другого типа/вида. Т.е. все они - особенные человеки, еще неотформатированые, нестандартные - все разные, с гораздо большим потенциалом развития, чем взрослые.
Если к примеру ребенка завлечь программированием и станет сидеть за компом сверх меры, то меньше сможет побегать, попрыгать, пообщаться с природой, со всякими людьми - может чего-то недобрать важного для последующей жизни.
Традиционные направления в воспитании - рисование, лепка, пение, танцы, игры сдругими детьми желательно на свежем воздухе - даже на это время трудно найти всовременных условиях.
В наше время, например, если пацан к 10-12 годам плавать не научился, то это считалось ненормальным.
А сейчас многие даже бегать не умеют (нет своего стиля, не получается синхронизировать движения отдельных частей тела естественным образом - применительно к своей конституции), а не то, что плавать. А на походку посмотрите - с такой хотьбой далекко не уйдешь. Может скажете, что это все лишнее и в совремнной жизни не столь необходимо?
Ну а что это за жизнь если человек не умеет двигаться, недоразвит на психосоматическом уровне - это беда. на мой взгляд.
А программировать, наверное не всем придется в жизни. Сейчас этим занимаются как бы самые продвинутые, а при массовом производстве ( в будущем) - человек, как это всегда было и прежде станет придатком, машины и отнего понадобятся средние способности (для выполнения рутинных операций). Крутые программеры тоже будут нужны, но их-то и нет так много талантливых от рождения бывает, как среди музыкантов/певцов/композиторов.
А таланты растить - это уже другой вопрос, здесь тоже всякие подходы есть, разные школы растят таланты по-своему (в основном по схеме учитель-ученик), а некоторым самородкам так и никакие учителя не нужны - сами учатся всему, просто общаяясь в среде профессионалов,- одним словом, самородки.




Другие посты по этой теме:



0 коммент.:

Отправить комментарий

Ваш комментарий появится в блоге после проверки администратором