Персональные данные клиентов «Сбербанка» вновь оказались на чёрном рынке. Один из продавцов утверждает, что располагает базой данных о заёмщиках на миллион строк, накопленных с 2015 года до недавнего времени. Необычность утечки в том, что помимо стандартных данных (паспорт, прописка, адреса проживания, телефоны, счета, сумма остатка или задолженности) покупателям предлагают и запись последнего разговора с колл-центром банка. В самом «Сбербанке» факт утечки опровергают, но эксперты полагают, что она может быть реальной.
Новое предложение о продаже базы клиентов «Сбербанка» появилось на одном из теневых ресурсов 13 октября. В объявлении говорится, что база содержит порядка миллиона строк с полными данными (паспорт, прописка, адреса проживания, телефоны, счета, сумма остатка или задолженности) клиентов банка, имеющих кредиты или кредитные карты. Данные продаются в любом объёме, а покупатель может даже назвать интересующие его критерии, по которым будет сформирована выборка. Например, по региону, сумме на карте или размеру долга. Необычной выглядит выгрузка по последнему звонку клиента в банк. Продавец, при желании, предлагает также предоставить запись этого разговора.
“Ъ” связался с продавцом и выяснил, что база формируется с 2015 года, обновляется еженедельно. Так, за три недели октября в неё добавилось 19 823 строки.
В пробном фрагменте были данные о клиентах, вышедших на просрочку по кредитам и кредитным картам.
Судя по столбцу «ТБ» (территориальный банк), в выгрузке оказались данные из десяти территориальных банков (всего их у «Сбербанка» 11). На некоторых клиентов приходится несколько строк, если у них есть несколько действующих кредитов. Судя по столбцам «Дата образования просрочки» и «Количество дней просрочки», данные были выгружены 25 сентября. Выгрузка аудиозаписей, по словам продавца, производится «с рабочего места», то есть в дневное время. Сам продавец признался, что выступает перекупщиком. Он продаёт одну строку за 30 руб.
Это не первая утечка данных из «Сбербанка».
Год назад в свободный доступ попали данные о более чем 420 тыс. записей с ФИО сотрудников банка и их логинами для входа в операционную систему, которые, в большинстве случаев, совпадают с адресами электронной почты.
В конце сентября на теневых ресурсах появились сообщения о продаже базы с данными о 60 млн кредитных карт клиентов «Сбербанка». Последнюю утечку банк признал лишь частично, сперва заявив, что она ограничивается данными о 200 клиентах (пробный фрагмент базы, который предоставлял продавец), а через несколько дней — ещё о 5 тыс. клиентов (данные о 5200 клиентах попали в открытый доступ).
Пресс-служба «Сбербанка» отрицает и новую утечку. «В "Сбербанке" и его дочерних компаниях таких утечек персональных данных клиентов не было»,— заявили в банке. ЦБ не комментирует действующие банки.
База данных может быть реальной, а информация выглядит относительно свежей, указывает основатель и технический директор DeviceLock Ашот Оганесян. «С учётом того, что продавец сообщил о возможности получить аудиозаписи разговоров, данные, возможно, утекли из внешнего колл-центра, обеспечивающего работу с должниками»,— предполагает господин Оганесян.
По его мнению, злоумышленники могут использовать базу для рассылки спама, а также для проведения мошеннических операций. Например, для звонков должникам с обещанием реструктуризации долга и предложением сделать небольшой первый платёж, реквизиты которого будут подставными. «Аудио может очень помочь мошенникам,— соглашается гендиректор Zecurion Алексей Раевский.— Если они при общении с потенциальной жертвой сошлются на такой разговор, это серьёзно добавит доверия».
Автор: Коммерсант.
Интересное...
0 коммент.:
Отправить комментарий
Ваш комментарий появится в блоге после проверки администратором