понедельник, 27 апреля 2020 г.

Кремниевая долина не такая уж и силиконовая


У Дудя вышел новый фильм про волшебное место на Земле — Кремниевую долину в Калифорнии.

Основной пафос картины: Долина — это волшебное место с волшебными воздухом и энергетикой, где волшебные предприниматели творят волшебную магию, которая приносит много денег и меняет мир. Всё это рассказывается через десяток личных историй успеха русскоязычных IT-предпринимателей. Много восторженной воды, но сам фильм снят динамично и интересно. Если вам не жалко 3 часа своего времени, рекомендую посмотреть:









Тем не менее, когда я вижу такую однобокую подачу успешного успеха (в фильме нет историй провалов и совсем не говорится о жизни в Долине тех, кто не связан с IT), то во мне просыпается мой внутренний Адам, который хочет всё испортить («Adam Ruins Everything»).

Фильм называется «Как устроена IT-столица мира», внесу свои пять копеек.

Конкуренция и свободный обмен идеями


Конкуренция и свободный обмен идеями — главные составляющие секрета успеха Кремниевой долины (по фильму). Звучит красиво! Но сразу встаёт вопрос: сегодня мы живём в мире Интернета и рыночной экономики, в мире конкуренции и обмена идеями, почему новые Кремниевые долины не растут, как грибы после дождя?

Потому что в реальности Долина достигла своего доминирования в мире высоких технологий с помощью не-рыночных механизмов. В 50-60-х годах компании в Долине выполняли военные госзаказы. 20 лет государство заваливало их жирными контрактами на разработку разной электроники.

На сайте Стэнфордского университета есть презентация Hidden in Plain Sight: The Secret History of Silicon Valley, на 84-й странице можно посмотреть долю государственных и частных инвестиций в Долину (спойлер: венчурного капитала либо нет, либо он меньше стат. погрешности). При этом компании могли использовать наработанные за счёт государства технологии в коммерческих целях. Поэтому когда они вышли на рынок, то у них уже были на руках технологии и накопленный жирок от гос. подрядов.

Немаловажно, что когда эти компании выходили на коммерческий рынок, у них не было серьёзных конкурентов. Поэтому они собрали все сливки, получая фантастическую (даже по сегодняшним меркам) прибыль.

Подводя итог: Кремниевая долина — это не «атмосфера инноваций». Это огромные прибыли на основе технологий, разработанных на деньги военных в первые 20 лет. Конкуренция и обмен идеями пришли туда значительно позже. А сначала было гос. финансирование.

Кстати, такую же стратегию пытались использовать в Сколково (завалить высокотехнологичный бизнес гос. деньгами) в надежде получить свою Долину. Результат мы знаем.

Дух предпринимательства здесь летает в воздухе

Эта мысль повторяется на протяжении всего фильма. Со слов успешных миллионеров, мы узнаём, что и водитель «Убера», и бариста в кофешопе — все имеют в голове стартап-идею и мечтают стать предпринимателями. Про людей вне IT в фильме вообще ничего нет, лишь изредка в репликах героев проскакивает, что, всё же, лучше не выходить за пределы кампусов IT-гигантов и респектабельных бизнес-районов. Значит не всё так радужно в Долине будущего?

С началом последнего IT-бума в Долине, жизнь людей, не связанных с IT, серьёзно поменялась. Приток в Калифорнию тысяч высокооплачиваемых специалистов взвинтил цены на жильё и сама жизнь стала невыносимо дорогой. Даже сами айтишники с их космическими зарплатами жалуются на дороговизну Кремниевой долины.

Для контраста. В фильме один из героев говорит, что для комфортной жизни нужно получать не меньше $500 000 в год на семью. Средний доход семейства в США ровно в 10 раз меньше — $50-60К. Минимальная ставка в Сан-Франциско — $15,56 в час. Или ~$30К в год минус налоги.

Фактически, сегодня местные жители и комьюнити поставлены перед выбором: либо становиться айтишниками и жить более или менее прилично, либо обслуживать «королей 21 века» и кое-как сводить концы с концами, либо проваливать из мест, где они родились и выросли.

Ну, ещё местные жители иногда протестуют против IT-гигантов. Можете почитать про San Francisco tech bus protests.

Счастливые айтишники

Про рядовых «айтишников» в фильме тоже ничего нет. Хотя про их тяжёлые условия работы, выгорание и токсичную культуру IT-стартапов/компаний уже написано немало. От стресса и давления культуры impact’а и продуктивности инженеры периодически пытаются создавать профсоюзы и даже выходят из офисов в окно. Я уже писал, как «Гугл» борется с профсоюзом и как сотрудник «Фейсбука» покончил жизнь самоубийством. Жизнь рядовых «айтишников», безусловно, более комфортна, чем обычных американцев, но далека от той радужной картины, что рисует нам фильм Дудя.

И ещё. За комфортом и уютом кампусов IT-гигантов стоят тысячи «невидимых» людей, которые убирают, готовят и всячески обслуживают ценных сотрудников. У них нет свободного графика, они не получают никаких бенефисов от IT-рая, они обязаны носить униформу и всегда улыбаться. За более чем скромное вознаграждение.

И всё это — тоже часть Кремниевой долины, о которой нам не расскажут успешные визионеры.

Можно ещё добавить про «мыльный пузырь», что многие, даже успешные, стартапы не окупаются, но всё равно поднимаются за счёт спекулятивных ожиданий, но пост и так уже вышел за все разумные рамки.

Тем не менее, фильм рекомендую посмотреть, чтобы понимать, как видят мир Силиконовой долины те, кто оказались на верху пирамиды.

Автор: История Нью-Йорка.

Интересное...




Другие посты по этой теме:



0 коммент.:

Отправить комментарий

Ваш комментарий появится в блоге после проверки администратором