В 1999-м году, скромный бухгалтер Гарри Маркополос начал подозревать, что один из титанов американской финансовой индустрии, Берни Мэдофф — это мошенник, который просто владеет финансовой пирамидой.
В 2000-м году, собрав доказательства, он обратился к американским регуляторам финансового рынка — Securities and Exchange Commission (фактически, сделав всю работу за них). В его досье на известного финансового магната было достаточно материалов, чтобы чиновникам даже не пришлось работать в плане расследования. Но они проигнорировали жалобу.
С 2000-го по 2005-й Маркополос писал чиновникам от финансов снова и снова, прилагая всё новые и новые доказательства, вплоть до математических моделей, которые чётко доказывали, что один из самых уважаемых американских финансистов и столпов финансового рынка — мошенник.
Его игнорировали. А сам Маркополос начал подозревать, что он сам станет объектом уголовного преследования или что на его дом «натравят» полицейскую штурмовую команду (так называемый swatting).
Чиновников можно было понять. С одной стороны — у вас папки писем с какими-то математическими и финансовыми выкладками от какого-то сумасшедшего бухгалтера. А с другой — председатель биржи Nasdaq, крайне уважаемый человек из крайне уважаемой семьи, обожаемый финансовым сообществом инноватор. Эдакий «патриарх американского финтеха».
Для полноты картины: этот корифей финансовых рынков, владелец крупной брокерской и инвестиционной компании, ещё и спонсор Демократической партии США. Среди тех, кто доверил ему миллиарды долларов, такие авторитеты финансового мира как Société Générale, HSBC, Grupo Santander, Bank Medici of Austria, BNP Paribas, Nomura и влиятельнейшие благотворительные фонды: Mortimer B. Zuckerman Trust, United Jewish Endowment Fund и даже пенсионный фонд North Shore-Long Island Jewish Health System.
Список неполный, но ситуация была очевидной: не может же быть так, чтобы один безумный бухгалтер был прав, а все вышеперечисленные — нет?
В конце концов, он же просто бухгалтер, а это все — миллионеры, миллиардеры, профессионалы финансового рынка.
В 2008-м году финансовая пирамида Берни Мэдоффа рухнула.
Как шутят мои коллеги-«шортселлеры», если бы Мэдофф работал сейчас, то ему бы дали не тюремный срок, а кредит от Федрезерва. Размер «пирамиды» — около 65 миллиардов долларов — был и остаётся рекордом.
Я не представляю, что пережил Маркополос за эти 9 лет, хотя видел и участвовал в аналогичных, но гораздо более коротких историях.
Девять лет социального давления, сомнений в себе, издевательств и профессиональных проблем. Маркополос тогда не был «шортселлером» (спекулянтом, играющим на понижение), он им стал потом. Но он продемонстрировал те качества, которые нужны такому профессионалу: способность сопротивляться обстоятельствам и способность сопротивляться социальному давлению (второе — зачастую сложнее, чем первое).
А ещё нужно много интеллектуального упрямства. Правильно Баффет говорит, что «готовность выглядеть глупо на протяжении длительного времени» — это ингредиент успеха.
А второй ингредиент: риск-менеджмент.
В качестве инструмента игры на понижение почти всегда используют опционы. Причём максимально дешёвые. Даже если акция «пирамиды» взлетит на 1000% на публикации какой-нибудь фейковой финансовой отчётности — это никак не влияет на размер убытка.
И опционы можно «перезаряжать» снова и снова. Буквально за копейки.
Например, при цене акций в 478 долларов, опцион «пут» со «страйком» $40 и исполнением через год стоит около 40 центов на акцию и больше этой суммы потерять невозможно. В случае полного банкротства компании, позиция принесёт прибыль в сто раз больше (те самые 40 долларов на акцию, соотношение риск к прибыли — 1 к 100).
Этот исторический экскурс посвящён новым «хаям» акций Tesla, которые обязательно дождутся своего Маркополоса :)
А до тех пор, можно спокойно собирать недооценённые дивидендные акции: это занятие гораздо более скучное, но постоянные дивиденды — это приятно здесь и сейчас.
Автор: Кримсон Дайджест.
Интересное...
0 коммент.:
Отправить комментарий
Ваш комментарий появится в блоге после проверки администратором