Статья шведского социолога Виктора Хельге Смугфлюгсона «Авиация: кровавый культ», опубликованная в летнем выпуске International New Ethic Bulletin, ещё не переведена на русский. Но мы спешим ознакомить читателя с её основными положениями: резонанс, произведённый ею в СМИ и соцсетях, показывает, что она выражает тренды в развитии мировой общественной мысли.
Появление статьи хронологически совпало с массовым отказом шведов от авиаперелётов, спровоцированным движением бастующих школьников-экологов, символом которого стала Грета Тунберг. До сих пор это движение опиралось на эмоциональную аргументацию, но ему недоставало философской. Материал Смугфлюгсона заполняет эту лакуну довольно оригинальным способом, который может показаться даже шокирующим.
Если коротко, то Смугфлюгсон объявляет авиацию со всей её историей не более чем «кровавой спекуляцией, основанной на антинаучных древних мифах».
«Книги, посвящённые истории авиации, обычно начинаются с приторной фразы "Человек всегда мечтал о полёте". Это правда», — пишет автор.
«Однако книги умалчивают о том, что эта мечта, будучи совершенно невыполнимой, так и осталась нереализованной. Человек физически неспособен летать. Человек издревле мечтал о полёте как о свободном самостоятельном перемещении над землёй, независимом от притяжения планеты. То, что выдаёт за "полёт человека" авиация, по сути, является ездой на технических устройствах, создающих под собой разными способами давление, сила которого временно позволяет перемещаться в газообразной среде. Впрочем, и тут ни о каком свободном и, тем более, самостоятельном перемещении речи не идёт: человек остаётся зависим от механизма, от запаса энергии в двигателе, от воздушных потоков. Это банальности, но они помогают нам понять очевидную истину: человек не летает и никогда не будет. Объявлять перемещения на аэростатах или самолётах "полётом" столь же нелепо, как объявлять голограмму умершего человека человеком, достигшим бессмертия. В обоих случаях речь идёт о технических устройствах, производящих некий эффект. Заметим, что самолёты действительно доставляют пассажиров по адресу, а с интерактивной копией умершего можно не без пользы пообщаться — но как последнее не будет бессмертием, так и первое не будет полётом. Фактически, перед нами хищническая индустрия, наносящая гигантский вред людям и природе, действующая под благородной маской мечты».
Разобравшись с «базовой ложью авиационного мифа», Смугфлюгсон переходит к другим аспектам темы. Средний авиапассажир, напоминает он, за километр полёта выбрасывает в воздух от 100 до 300 граммов только углекислого газа, а за средний полёт на среднее расстояние — примерно в десять раз больше, чем весит сам. «Фактически, "летающий" человек пожирает не только ресурсы планеты с чудовищной расточительностью, но ещё и крадёт здоровье у будущего», — безжалостно констатирует исследователь.
И, наконец, главное.
С первых дней своего существования авиация поступила на службу делу массовых убийств человеческих существ. Поначалу самолёт значительно уступал, по части жертв, винтовке и пушке. Однако с конца Второй Мировой начал отвоёвывать себе всё большую долю в сомнительном пироге «кто больше убил».
На счету этой юной по историческим меркам индустрии сегодня миллионы и миллионы трупов, и тренд ведёт явно к тому, что летательные аппараты станут безоговорочно главным инструментом причинения смерти на планете. Станут, если человечество не откроет глаза и не оставит авиакульт в прошлом, пишет Смугфлюгсон.
Кто-то скажет, что существуют также спасательная и исследовательская авиация. Но и европейская церковь, в свободное от сжигания еретиков время, учила и лечила. Авиация ничем принципиально от неё не отличается: перед нами гигантская спекуляция, основанная на древнегреческой сказочке про Дедала, грабящая и убивающая людей.
...Нам трудно комментировать аргументы Смугфлюгсона. Насколько нам известно, он готовит новую статью «Письменность: кровавый культ».
Автор: Виктор Мараховский.
Интересное...
0 коммент.:
Отправить комментарий
Ваш комментарий появится в блоге после проверки администратором