вторник, 29 сентября 2020 г.

Настоящая социальная дилемма

Настоящая социальная дилемма

Многих в моей ленте поразил новый документальный фильм Netflix «Социальная дилемма», где бывшие топ-менеджеры технологических компаний в жанре «MeToo» рассказывают про то, как они разрабатывали Twitter, придумывали Gmail и кнопку «Лайк», а потом внезапно осознали, что это зло и теперь, обналичив акции, стали активистами и критиками технологического прогресса. Интересно, что мнения в моей ленте разделились чётко по индустриям: «айтишники», венчурные инвесторы и предприниматели, в основном, иронизируют по поводу серьёзности содержимого фильма, а журналисты и активисты, конечно же, трубят про надвигающийся апокалипсис.

Мне фильм показался довольно нудным и, в целом, бессмысленным. Но, думаю, конкретно я не вхожу в его целевую аудиторию. «Социальная дилемма» — очередная попытка выведения проблемы в «мейнстрим», но попытка:


  • а). Запоздалая на несколько лет;
  • б). Не очень удачно сделанная.




Все эти раскаяния «топов» из Кремниевой долины не особо информативны, и, что самое главное, в фильме не предлагается внятного решения или даже «дорожной карты» к решению обозначенной проблемы. Где-то ближе к концу фильма звучит фраза, которая, в принципе, умножает его на ноль: «Нельзя загнать джинна обратно в бутылку».

Что касается понятия «социальной дилеммы», должным образом нераскрытого в фильме, то стоит поговорить про настоящую социальную дилемму, которая для меня лежит немного в другой плоскости.

В своём предпоследнем тексте аналитик и венчурный инвестор Юджин Вей упомянул про explore vs exploit в дизайне алгоритмов. Где explore-алгоритм показывает вам больше разного, тем самым постоянно уточняя ваш профиль, а exploit-алгоритм будет бить в одну точку, т. е. показывать контент, на который вы, вероятнее всего, отреагируете положительно.

Согласно классификации Вея, Youtube является примером exploit-алгоритма, в то время как TikTok — эффективная комбинация explore и exploit и, во многом, в этом феномен популярности приложения.

Мне кажется, баланс explore/exploit — и есть социальная дилемма. Причём она касается не только дизайна алгоритмов платформ.

Радикализация контента в результате лицемерных воронок оптимизации, про которые я писал тут — как раз результат сильного крена в сторону exploit-алгоритмов Facebook, Youtube и прочих платформ (включая Netflix).

С другой стороны, вся массовая культура уже столетие строится на оптимизации под продажи, рейтинги и фокус-группы. Телевидение с жёстким программированием контента или карманный псевдоновостной канал политической силы, заточенный под ЦА с конкретной идеологической повесткой — всё тот же exploit.

Учитывая, что джинна социального потребления действительно в бутылку уже не загонишь, человечеству нужно разработать «новую магию», что, как мне кажется, означает расширение пространства и функционала explore в дизайне сервисов и платформ.

Ну, а в борьбе с дезинформацией я, всё также, не вижу иного оружия или сценария кроме воспитания критического мышления примерно с детского сада.

Автор: Медиаборщ!

Интересное...




Другие посты по этой теме:



0 коммент.:

Отправка комментария

Ваш комментарий появится в блоге после проверки администратором