На днях Forbes опубликовал список самых дорогих компаний Рунета. Хотел отметить в нём два момента.
Первый: стоимость всего 19-ти компаний превысила порог в $100 млн, а это означает, что по-настоящему венчурных успешных историй в Рунете почти нет. Как мы знаем, привлекать венчурные деньги нет явного смысла, если ваша компания через 3-5 лет не будет стоить от $100 млн.
Второй момент: в списке есть две компании, которые объединяет примерно одна цифра в плюс-минус $50 млн. Первая компания — CarPrice, вторая — HeadHunter. И объединяет она их как бы с разных сторон.
С продажи HeadHunter основатель получил $60 млн. Компания была продана в 2008-м году Михаилом Фролкиным венчурному инвестору Юрию Мильнеру и это был уже прибыльный бизнес, созданный основателем с нуля, без привлечения инвестиционного капитала. Рекомендую к просмотру интервью Елизаветы Осетинской с Михаилом Фролкиным:
Первые 10% компании были проданы по оценке $14 млн, а буквально через 5 месяцев компания имела оценку уже $110 млн. Такой рост оценки был обусловлен кратным ростом выручки HeadHunter. Чем больше выручка, тем выше оценка.
Компания CarPrice была основана в 2014-м году и уже на её старте основатели привлекли более $40 млн инвестиций. Дальше было много лет до выхода на окупаемость.
В каком-то интервью один из основателей CarPrice Эдуард Гуринович говорил, что несколько лет был полностью вовлечён в процесс привлечения финансирования. А это говорит о том, что, на тот момент, эффективность экономической модели была не очевидна и экономика, скорее всего, не сходилась. Если бы экономика сходилась и бизнес давал «иксы», то для того, чтобы привлечь инвестиции, не потребовалось бы много времени и высокой вовлечённости одного из основателей.
Разница между этими проектами в том, что HeadHunter «взлетел» без инвестиций, а CarPrice без инвестиций бы не «взлетел»!
Главный показатель взлёта HeadHunter — кратный рост выручки в короткий временной период!
Таким образом, задумывая венчурную историю, вам необязательно начинать её с поиска инвесторов. Более важно быстро получить сходящуюся экономику и увидеть в ней потенциал кратного роста выручки, подтверждённый тестами на микроцифрах.
P.S. На мой взгляд, Михаил Фролкин совершил «ошибку молодости» в том, что продал HeadHunter. Сегодня, находясь в той же ситуации, он точно бы этого не сделал. Какой смысл продавать то, что даёт кратный рост и не требует финансирования для масштабирования?
Но это, как говорится, уже другая история и основатели этих двух компаний большие молодцы!
Автор: Dmitrevskiy.
Интересное...
0 коммент.:
Отправить комментарий
Ваш комментарий появится в блоге после проверки администратором