Кирилл Готовцев — человек в Рунете известный. Один из представителей «старой гвардии», не боящийся осваивать новый инструментарий и активно изучающий блогосферу. Главу агентства «Маньяко» принято считать одним из ведущих специалистов по продвижению в Интернете. Мы же решили расспросить его о таком частном случае, как использование корпоративных блогов.
Обо всём, чем пестрит наш заголовок, пошёл разговор в гостиной «toodoo + internet.ru».
— Кирилл, «Яндекс» «говорит», что в Рунете не более 70 корпоративных блогов. Но их ведь больше?
— Их наверняка больше. Другое дело, что мне крайне интересно узнать, а на что они рассчитывают? Что о них узнают случайно?
— Т. е. такие блоги создаются для галочки? А может боятся, что их засмеют? Когда нам ждать блог «Газпрома»?
— Например, для галочки. Когда, когда... Никогда... Компания, в которой прохождение проекта от идеи до денег занимает полгода минимум, на блог не «разродится» никогда...
— Дай определение корпоративного блога в одно предложение.
— Неформальное повествование о частной жизни компании.
— Чем корпоративный блог отличается от обычного блога?
— Персонажем этого блога является компания. Может в лице сотрудников, может как «дух компании».
— На Западе много пишут про то, почему так полезно вести корпоративный блог, а в наших реалиях, что, кроме пафоса, даёт реально ведение блога компании?
— Это зависит от политики PR. Называя PR не то, что компания говорит прессе, а как она выглядит для людей. Не Press Relations, а Public Relations.
Скажем, «Евросеть» не имеет своего «блога ПРиписки», однако активно живёт в блогах. Что она там делает, вроде, понятно, да? И как это влияет на продажи. Короче: сам по себе блог компании нафиг никому не сдался. А вот если есть какая-нибудь ЗАДАЧА, которую им можно решать...
— Логично будет тебя спросить о том, какие могут быть задачи. С учётом российских реалий, конечно.
— Привлечь свежие кадры, уточнить или даже создать некий социальный образ (хотя, конечно, «создать» это силами блога — вряд ли получится), привлечь внимание прессы к некоторым аспектам жизни компании или её персоналий. Ввод в информационное поле новой персоны или уточнение её позиционирования относительно компании.
— Какие объективные критерии успешности корпоративного блога в России?
— Именно объективные: что его читают. А правильные: то, что он решает ту задачу, которая перед ним поставлена. Но это не может быть объективной оценкой, потому что мы, в подавляющем большинстве случаев, не знаем задачу.
— К тебе, наверное, часто обращаются потенциальные заказчики. Насколько правильно они представляют себе задачи и представляют ли вообще?
— Реже, чем хотелось бы... Сильно по-разному бывает. В целом, к нам приходят люди, которые понимают толк в самоиронии. Стало быть — внятные. Они про задачи в первую очередь думают.
— Какие основные ошибки отечественных корпоблогов ты бы выделил?
— Отсутствие той самой Задачи, формальный подход. Остальное — производные, на мой вкус.
— Назови самые бессмысленные корпоблоги в Рунете.
— Блог «МойКруг», наверное. Совершенно бессмысленное чтиво. Ещё я помнится видел какие-то блоги мелких студий. Тоже непонятно — зачем.
— Корпоративный блог обязательно должен способствовать продаже товара или услуги?
— Про задачи я уже сказал. Напрямую — нет. Во всяком случае, наврядли это работает напрямую в большинстве случаев.
— Не кажется ли тебе, что ведущие корпоративные блоги маркетологи и пиарщики излишне восхваляют продукт компании, попросту «впаривая» его читателям?
— Плохие — да. Хорошие — нет. Хотя, это зависит. Вот, скажем, попробуй поговорить с западным сотрудником IBM. Мы IBM — мы не можем быть неправы, это железно привитый образ мысли. Многие из этих людей, на самом деле, так думают. Ну, было бы странно им внушать, что не всё так безоблачно.
— Создаётся впечатление, что пока корпблоги осваивают лишь интернет-компании, бизнес которых сосредоточен в Сети?
— Блоги — это тренд, причём самый свежий. Естественно первыми в него попадают те, кто к нему ближе.
— Когда этот тренд распространится на другие сектора экономики. Успеет ли или «загнётся»?
— Да кто ж его знает. Интернет — штука чертовски быстрая. Но вообще, думаю, это надолго, в той или иной реинкарнации.
— Имеют ли корпоративные блоги свою внутреннюю классификацию? Например, по форматам подачи материала?
— По мне, так оно — слишком молодое, чтобы на эту практику наросли какие-то исследовательские шаблоны. Внутри себя мы кое-как различаем разное, но это, скорее, имеет отношение к внутренней кухне, чем к различию между самими блогами.
— В каких случаях корпблог нужно запускать в рамках корпоративного же сайта, а в каких — на массовых площадках типа ЖЖ?
— В зависимости от задачи (улыбается). В ЖЖ есть готовая аудитория. На корпоративном сайте тоже есть своя аудитория. Дальше идёт разумный вопрос: какая из них подходит больше.
— Под какие задачи подходит ЖЖ или другой массовый блогсервис?
— Любые BTL-акции, связанные с поощрением участников. Скажем, если BMW сделает коммьюнити, в котором будет активно катать участников, делать самопальные ралли на своих машинках, а самым активным подарит Z3 — то в продвижение этого блога она, в общем, не вложит, наверное, ничего: люди набьются в него в страшном объёме за пару недель. Потому что прикольно и халява.
— Кто должен вести корпоративный блог?
— Человек (улыбается). Если ты про аутсорс, то правильный ответ всё тот же: зависит от задачи.
— Насколько действенна модель с покупкой и постановкой на зарплату известных блогеров?
— На мой вкус, действенна, если их аудитория совпадает с целевой. Но обычно покупают именно так.
— Давай пофантазируем: ты представляешь себе Апача, drugoi или marta ketro ведущими корпоративного блога? Если да, то какого?
— Вау. Ну с Другим вообще не вижу проблем: пусть тянет фотографии только из праймовской ленты, будет из него штатный блогер «Прайма». Большинство даже не заметят подмены: своего контента-то у него, как я понимаю, нет. Про Марту ничего не скажу, не читаю я её, не представляю персонажа. А Апач, в общем, уже имеет в портфолио несколько корпоративных заказов, в том числе от меня (улыбается). Захочет рассказывать или нет — это к нему (улыбается).
Навскидку, Апач был бы отличным блогером какого-нибудь новостного агентства, к примеру, работал бы по неформатным материалам.
— Т. е. СМИ тоже нужны корпоративные блоги? Какие могут быть у него задачи?
— Ну, например, компенсирование формата. Когда людям внутри откровенно тесно в заданных рамках издания. Опять же — продвижение персоналий.
— Сколько «раскрутившимся» блогерам просить денег, когда их зовут на такую работу?
— Столько, сколько им нужно. И пока не дадут — не идти. Другого способа зарабатывать достойно нет. Но это означает, что пока нет желающих — сидишь без денег.
— Компания А решила завести свой корпоративный блог, к кому ей обращаться и на какие цены ориентироваться?
— Плохая задача. Компании А нужно решить такую-то проблему и она думает, а не решает ли эту проблему блог — хорошая задача.
Не знаю, к кому обращаться. Можно к нам. Можно, наверное, в «СУП» и к Рыкову. Без относительно моего отношения к ним: у каждой модели есть свой покупатель. Наверное, есть ещё кто-то. Наверняка.
— Для каких задач корпоративный блог использовать не просто глупо, но и опасно?
— Ну, например, выдавать замуж главбуха через блог не стоит. Искать подрядчиков — наверное, тоже, но, кстати, вопрос спорный: смотря, что и как. Может и, наоборот, стоит.
— Правда ли, что даже самый скучный корпоративный блог можно при грамотной раскрутке поднять до определённых высот?
— Боюсь, что раскрутка тут означает, в частности, делание его нескучным. В любом случае, зависит от того, что считать высотой.
— Чем раскрутка корпоративного блога отличается от раскрутки обычного блога? Ведь не проспамишь же рейтинг «Яндекса».
— Хороший вопрос. Если спам «Яндекса» — это раскрутка, то почему бы нет.
— Расскажи, как возникла идея вашего блога. Почему именно комиксы?
— Это, строго говоря, не столько блог, сколько новостная лента. Комиксы — правильная интерпретация отражения реальной жизни в создаваемом образе компании.
— Вы, как и «Google», не признаёте комментариев в блоге. Почему?
— А нам неинтересно.
— Корпоративный блог «Маньяко» уже дал какой-то результат или это — не главная цель? Может, это просто для души и для поддержания имиджа необычного агентства?
— Это органическая часть сайта. Без неё он будет неправильный. Сам сайт — да, он даёт вполне внятный результат.
— Откуда берутся идеи комиксов? Это всё из реальной жизни?
— Да, у нас сотрудники во внутреннем корпоративном блоге фиксируют всякие истории, из них потом выбираются самые занятные.
Да, вот, кстати, и классификация: блоги бывают ещё внутренние. Только для сотрудников.
— Кстати, какие задачи решает внутренний корпоративный блог? Вообще и в вашем конкретном случае?
— Он обеспечивает коммуникацию между отделами, работает как несрочный «бродкаст» для сотрудников.
— В итоге, будет бумажный выпуск?
— Это есть в планах: комиксовый сборник. Вероятнее всего, к следующему НГ выпустим как сувенир.
— Вот есть рейтинг от «Яндекса». Если взять первую пятёрку: какие блоги тебе нравятся и почему? Особенно интересно твоё мнение о лидере рейтинга (улыбаюсь).
— Ну, как я могу комментировать рейтинг, в котором даже нет нас? По-моему, это несерьёзно.
А если чуть более технологично: на примере общего рейтинга блогов очевидно, что «яндексовский» индекс авторитетности отражает что угодно, только не авторитетность. Я понимаю, что лидерам этого рейтинга это слышать не очень приятно, ты уж меня прости (смеётся).
По конкретным комментариям: ну, вот блог «Турбомилка» мне лично интереснее всего. У остальных я — нецелевая аудитория.
— Назови лучший корпоративный блог в России.
— Ну, ясен пень, наш.
Интересное...
0 коммент.:
Отправить комментарий
Ваш комментарий появится в блоге после проверки администратором