понедельник, 16 июля 2018 г.

Что значит «Будь самим собой»?

Что значит «Будь самим собой»?

Вот, то там, то сям частенько приходится слышать устойчивый такой мемолозунг: «Будь самим собой!». Жизнестойкость этого утверждения также подтвердил и вот этот тест, давеча проходивший на этом блоге. Многие откомментировавшие разбавили свои весьма здравые мысли этим общепринятым бессмысленным стереотипом.

Откуда у этой попсовой ментальной «жвачки» растут ноги, я, к сожалению, в Гугле так и не нашёл. Найдёте — подскажите, плиз, интересно.

Попробуем подумать здраво. Что же такое «БЫТЬ САМИМ СОБОЙ»?





ВАРИАНТ 1. Возможно, подразумевается, чтобы человек «оставался таким, какой он есть». Т. е., начиная с текущего момента и далее, перестал бы изменяться для внешнего наблюдателя.

Понятное дело, что для наиболее близкого к требуемому результата, мозги человека надо отсканировать и записать на жёсткий диск, а тело заморозить в криокамере. В остальных же случаях ожидание того, что тело и внутренний мир человека вдруг перестанут изменяться, выглядят как-то утопично.

ВАРИАНТ 2. Возможно, подразумевается, чтобы человек «не создавал себе кумиров и не старался быть похожим на кого-то другого». В таком случае осмелюсь предположить, что развитие человека тупо остановится.

Мы — люди — учимся, перенимая опыт других людей и подражая им. До сих пор нет в педагогике более действенного метода обучения, чем так называемая техника «мастер-подмастерье». Техника доступна только избранным, ибо не каждый «подмастерье» способен себе найти и, главное, позволить отдельного «мастера» в учителя.

Ребёнок-неумеха именно подражая родителям и старшим братьям/сёстрам, становится взрослым человеком. Тупо перестать перенимать (а в особо запущенных случаях — начать отвергать опыт других людей) сродни, имхо, добровольной лоботомии.

ВАРИАНТ 3. Возможно, подразумевается «не лицемерить, говорить то, что думаешь на самом деле и вести себя именно так, как обычно себя ведёшь».

Однако, боязнь «лицемерия» — это тоже попсовый необоснованный страх. Вот примеры.

Стоя в метро, вам вдруг захотелось пустить газку. Здравое «лицемерие» подсказало, что делать этого не стоит. Либо стоит сделать так, чтоб никто не заметил. Что вы сделаете?

Или сидите вы с подружкой в кафе, подходит сногсшибательная официантка с сочными ляжками и наливными сиськами... «Лицемерие» подсказывает придержать челюсть и сделать вид, что вы её не заметили.

Или подходит к вам богатый клиент (хочет купить товаров немерено), от клиента несёт луком и вчерашним перегаром. Здравое «лицемерие» подскажет покривить рожей где-нить потом, но никак не сейчас.

Лично в моём понимании, подобные актёрские навыки, умение контролировать себя, управлять своими эмоциями, способность создавать необходимые эмоции и впечатление о вас у других людей — ОГРОМНЫЙ ПЛЮС! Это необходимейший навык как в жизни, как и в бизнесе, так и в личных делах. Везде. Лицемерие — не недостаток, а полезнейший инструмент. Как тот же молоток, например.

Конечно, молотком можно и башку проломить, а не только гвозди забивать. Но сей факт не преуменьшает важности и полезности такого инструмента, как молоток. Важно, в каких руках он находится и каким целям служит.

ВАРИАНТ 4. Возможно, имеется в виду, что «Будь собой и не парься, что ты не похож на других». То есть идёт призыв перестать сравнивать себя с остальными и наслаждаться тем, что есть.

Вроде бы, всё клёво. Но человеку не понять, что же он такое есть (и хорошо это или плохо), если не сравнивать себя с остальными. Например, в прошлых веках дворяне жили куда хуже, чем в нынешнем живёт, скажем, слесарь: и хавчик был хуже, и шмотки херовей, и развлечений меньше, и возможностей для самореализации... Однако, быть тогда дворянином более прикольно, чем щас слесарем, ибо ценности-то и понты относительны.

Нынешние дауншифтеры весьма эффективно юзают эту фичу, перезжая из большого мегаполиса куда-нить в жопу-мухосранск и чувствуя там себя королями (по сравнению с остальными). Эта фича, конечно, работает недолго, но работает.

Так что, дабы не париться, лучший призыв был бы «начни сравнивать себя с теми, кто хуже тебя, и прись от этого брутального чувства превосходства».

ВАРИАНТ 5. Возможно, имеется в виду, что «Будь самим собой и не отказывайся от своих слов, своих идей и мыслей». Это отстаивание офицерской чести своих слов = тупое ослиное упрямство. Тоже мне дурку придумали гусары.

Если, скажем, сегодня я на вопрос «2+2» говорю «5», а через пару дней, потренировавшись счёту на пальцах, пойму, что был неправ и ответ «4», то стоять на собственных яйцах и терпеть, доказывая абсурд, лишь бы кто не подумал, что ты не настоящий «мужык», я лично не собираюсь.

С лёгкостью откажусь от своих заблуждавшихся суждений и приму более правильную точку зрения. «Самим собой» опять не получилось остаться.

Например, на этом блоге нет ни одного суждения, от которого я не мог бы отказаться. Более того, много что успело поменяться в моих суждениях с момента первых постов. И ЭТО, БЛИН, НОРМАЛЬНО И ЕСТЕСТВЕННО ДЛЯ ЛЮБОГО ЧЕЛОВЕКА!!!

Есть ещё какие-то вменяемые варианты? Что же подразумевается под призывом «Быть самим собой!» И стоит ли этим «собой» мне быть?

P.S. Кстати, в этом тесте лично я бы апгрейдился по максимуму, чё там предлагают, и не парился.

Автор: Wad.

Интересное...



Комментарии:


zmeygor комментирует...
Давыдов как-то тоже коснулся боком этой темы и мне тогда ещё один вариант про "что значит быть самим собой?"вышел. Эта фраза очень манипулятивна:
==== цитата ==
Вот, чем мне понравился Давыдовский пост, что он по сути своей иллюстрирует расхожее представление о фразе "быть собой", т.е. не париться (множественными реальными) проблемами, а забить на них и пойти с друзьями пить пиво. Типа, в их кругу "ты являешься самим собой". Всё это хорошо и правильно до той поры, пока не начнёшь копать этот вопрос глубже. Вот в исходном примере Давыдова есть 2 действующих лица: сам человек и его приятель, призывающий быть "самим собой". Что мы тут имеем.... Первого человека с собственным представлением о том, что такое "он сам". И второго человека, его приятеля, у которого своё собственное представление о первом. И что получается? Что второй фактически "предлагает" (просит/требует/??) от первого соответствовать его представлениям о нём. Второй заинтересован, чтобы первый составил ему компанию с пивком и фактически реализует некую манипуляцию: "ты сейчас паришься фигнёй, которая не для тебя, ты другой, я знаю какой ты, ты - добрый, весёлый, тра-ля-ля, пойдём пить пиво". Сумбурно рассказываю, но где-то так, наверное))
Этот пример, кстати, получается интересным подтверждением тезиса "Если ты занимаешься не достижением собственных целей, значит ты занимаешься достижением чьих-то сужих целей" (впервые прочитанного мной у Павлины).

anta комментирует...
По моему все здраво и логично.
Есть ощущение, что мы пытаемся продать свою догму другому, ссылаясь на плавила жизни, которые впитали с молоком матери или приобрели в процессе обучения, естественного взросления.
Проблема в том, что догма у каждого своя и единственное, что необхдимо пытаться делать в жизни, это научиться заключать выгодные сделки с людьми у которых другие догмы, воспитание, человеколюбие итд.
Как раз в этом случае нужна гибкость ума и желание искать компромисы, умение отказываться от своих догм в свое же материальное и моральное благо.
ps. Ничего не курил. Просто так вышло :)

чаз комментирует...
По-моему быть самим собой - не делать то, что противно собственной природе, своим ощущениям. Жить с тем представлением, которое сложилось к текущему моменту времени.

Сашка комментирует...
"будь самим собой" - это просто штампик для того, чтобы подбодрить, или дать пустой совет, когда сказать нечего. Давая этот совет, имеют в виду: "да не парься, обойдется".
Человек будет сам собой в любом случае, имхо. Ну, кроме тех, конечно, когда на следующее утро говорит: "Я был не яааа!"
:-)

Михаил комментирует...
Человек, получивший сильный удар по голове тупым предметом, в результате чего возомнивший себя вьетнамской проституткой. Он вот не является самим собой.
Актёр, который рыдает навзрыд, когда по сценарию задавили его любимую собачку, но в реальной жизни ненавидящий животных, потому что в детстве бродячие собаки перегрызли горло его другу.
Молодой человек, который одолжил у друзей клёвую тачку, пачку деньжат, модный костюм, швейцарские часы и т.п., чтобы пустить пыль в глаза молоденькой мадам из высшего общества и затащить её в постель.
Все они "являются самими собой"?
п.с. вот 3-ий всё же является, а первые 2 - нет.

Dart комментирует...
А что такое "сам я", чтобы мне им быть? :)
Человек - это не застывшая скульптура, а постоянно меняющаяся биологическая и психологическая система.
Я сам лично никогда до конца не понимал, что хотят сказать этой фразой - "будь самим собой". То есть получается, что я еще могу быть и "не самим собой"? Если не "самим собой", то кем? (Или чем? :) Оч-ч-ень интересно получается :) Я бы вот не отказался побыть на время птицей - чайкой, например, какой-нибудь :)
Если серьезно, то вижу один вариант правомочного употребления этой фразы - это когда человек уж слишком увлекается подражанием кому-либо и не отдает себе в этом отчет. Здесь ему, пожалуй, стОит посоветовать посмотреть на себя со стороны и "быть самим собой".

Анонимный комментирует...
можно к психоаналитику записаться, может он поможет разобраться.

Dart комментирует...
2Анонимный.
Та не ... Фтопку психоаналитика :)
Вопрос на самом деле второстепенный и не животрепещущий. :)

Wad комментирует...
2zmeygor: Сенькс на ссылку на Давыдова, ебнуть промеж глаз посоветовавшему быть самим собой конечно брутально, но в целом так оно и есть.
2Dart: +1 абсолютно в точку
2Михаил: LOL ну и фантазия у тебя бро :)) .. всем троим персонажам лучше посоветовать ноотропил и хелатирование

Andrei комментирует...
Быстренько пролистал все 5 вариантов. Я же думаю, когда говорят "будь самим собой" имеют ввиду - "Делай с легкостью что-либо, как это делают другие люди", "Будь успешным, как это легко дается успешным людям", или частный случай - "Хорошо выступай на публике, как это делают профессиональные ораторы". Все эти люди действительно - являются самими собой и абсолютно не напрягаются.
А когда совет приходится к неудачнику, то это просто НЕЛЕПОСТЬ!
Я думаю это скрытый призыв к человеку своего окружения, чтобы оставить его таким, какой он есть, чтобы тот не перешел в разряд выше. Неосознанное послание.
Как еще мои коллеги сетевики любят говорить на презентациях:
"Стоят люди по подбородок в жиже навоза. Тут один из них говорит:
- Ребят, ну мне все надоело, давайте уже выбираться из этого говна.
На что ему сразу отвечают:
- Тише-тише. Не гони волну!"
Это немного к другому относится. Но суть, думаю, уловили. Скорее всего это глубоко зашитая психологическая защита.

Анонимный комментирует...
Слушай сюда! Быть самим собой - значит делать то. что тебе в кайф ( если это, конечно, не вредит другим, не вылазит за рамки закона), словом, заниматься любимым делом, одеваться, как нравится, жить, как нравится и где нравится.Именно поэтому для жизни таких как я пдходит страна Америка (США), ибо там ценится ТАКАЯ свобода, не от уплаты налогов, а свобода самореализации.У меня сейчас нет возможности быть самим собой, т.к. я живу в россии, которая живёт по законам тупого стада.Например, мне сейчас 18 лет и у меня НЕТ ДРУЗЕЙ , потому что я не нашел еще такого человека, который понимает меня, разделяет мои интересы, а это и есть основа настоящей дружбы. для кого-то дружба - это почесать языком, на уровне логопеда, так сказать. Дело не в том что человек курит, пьёт и т.п., хотя я так не хочу потому что умру в 50 как Абдулов,царство ему...Мне достаточно одного друга, который как я будет любить Америку и слушать кантри , а не попсговно и играть ночами в сраную Lineage.Я так сказать бунтарь - одиночка, противостою обществу, я уникален, правда? Кто то скажет, что я псих, но это не так.Многие люди сломались, но я не могу идти против себя , не могу быть клоном, вести себя и делать то же , что и стадо, отпускать дебильные плоские шуточки, быть позитивным весёлым говном. Общество загоняет в тиски, я живу в Екатеринбурге, утусь на радиофаке УПИ, у меня мегадепрессия, мне всё опостылело и я хочу свалить в Америку, страну своей мечты.Да, она не идеальна, с недостатками, но она мне НРАВИТСЯ.Я не хочу быть супер-гламурно-срано-успешным, а хочу жить где-нибудь в Аризоне, работать за гроши продавцом или мусорщиком, идти вдоль хайвея с бутылкой кока-колы и быть счастливым, потому, что могу потрогать 16-метровый кактус.А потом на крыльце своего сарая в кресле-качалке встретить закат своей жизни. P.S. Безмерно благодарен тем, кто прочитал сие сопли в жилетку, хотя бы один человек.Ибо легче. P.S.Когда пишите коммент, не забывайте о запятых:)

Andrei комментирует...
Анониму:
ППц, чувак. Если ты думаешь, что в Америке тебе будет лучше - будут друзья, хорошее настроение, то ты жестоко ошибаешься. Начни менять себя, а не обстановку. Все беды - внутри твоей черепной коробки.
Уж поверь. А первым делом научись подписываться, а не быть анонимом.

Анонимный комментирует...
Ответ Андрею (ну и другим можно). Первое, насчёт неумения подписываться. Не подписался не потому, что боюсь представиться, а просто не вижу смысла – не пойму, что вам это даст, если скорее всего никогда в жизни моё лицо не увидите. Или это правила этикета такие в сети? Ну да ладно. Второе: что касается депрессии, то она у меня действительно была, как и у любого человека. Но я немного подрос и не отчаиваюсь – рано или поздно Бог мне пошлёт кого-нить, надо просто уметь ждать (ща пригодится ) – старо как мир (но требует времени на осмысление). Причём не нужно специально кого-то искать – ничего хорошего не выйдет, особенно в сети – человек оказывается совсем не тем, кем ты его представлял. Всё это весьма противоестественно. Да, надо плыть по течению и ждать своего человека, а не пытаться забрать чужого. Банально, но убедился (на половину). Смотрели «Прирождённые убийцы»? Думаете, в реальной жизни такого не бывает? Это уже про любовь, как вы поняли…
Короче, я уже не парюсь по этой теме. Что касается мусорщика, то в Америке им платят не хуже, чем нашим менеджерам средней руки. На Западе любой труд уважают. В общем, конец моего прошлого комментария – немного красивый прикол. Ну вот, разобрались.
Вторая часть. Дело действительно во мне. Тут ты прав. И в Америке мне не будет лучше.
Будет хуже, хотя бы потому что я не знаю U.S. English Upper-/ Intermediate. Будет жопа.
И дело в том, что я не представляю своего будущего в России. Вернее, представляю, но весьма банальным: получил дипломчик, устроился на работу, неплохо платят, вот друг появился, семья, дети, внуки. Что-то похоже на конвейер. Действительно ли у всех людей
одинаковая судьба, этакая смета жизни? (Кстати, не побоюсь показаться нескромным, у меня сильный характер – мне кажется, смогу пережить нечто более серьёзное, чем временное одиночество. Ещё многие думают, что я слишком мудрый для своих, может это мне мешает в жизни? Не утверждаю, что IQ зашкаливает, но при мысли, что мог быть другим, как некоторые, становится не по себе.) Неужели мировая история не знает всех тех великих людей, которые ещё не на такое решались. Подумаешь, уехать жить в Америку, тоже мне. И многие добивались своего. Важно просто себя слушать, свой внутренний голос, то что у тебя в сердце. Я всё больше считаю, что у каждого человека есть особая миссия. Кому-то суждено всю жизнь пить пиво у телевизора, и он это делает. Я не полный фаталист, ты можешь завтра в чай положить сахар или лимон, и это твой выбор. Он не так влияет на твою судьбу. Но другой – влияет, и это уже судьба. Ты можешь прожить неправильно и не понять этого. Ставка велика, и многие не решаются. В целом, жизнь в России для меня неплохая. Но я не буду счастлив, если до конца дней буду смотреть на Америку через экран телика/компа. Может, это возраст? Может, через 2 года я встречу СВОЮ любовь и забуду навсегда об этой стране? Поживём – увидим, конечно, но НЕ ВЕРЮ. Ведь немало и таких, кто однажды послушал «совет» и прожил не свою жизнь, не обрёл счастья, не сделал того, что должен был сделать. Это всё равно что умереть не своей смертью. А не в этом ли смысл жизни, найти своё счастье? Любой человек тратит N– й отрезок жизни, чтобы найти себя – не всем удаётся. Но НАДО ПЫТАТЬСЯ. И никто этого лучше не знает, чем ты сам. Люди ломаются, потому что послушали кого угодно (родителей ), но не себя, усомнились в своей вере. А надо продираться сквозь всё дерьмо жизни и говорить – верю, верю, верю…
И может, в конце пути «жестоко ошибёшься», но всё равно выполнишь свою миссию.
Я верю в американскую мечту. Да, ради себя, да, эгоизм. Но разве не достоин восхищения человек, всего добившийся сам? Может это даже сродни подвигу. Некоторым многого для счастья не надо. Это как разные эволюционные ступени. Как кот – наполнил ему миску едой – тот покушал и улёгся спать на батарею… Думаю, я не изменюсь. Характер закладывается с рождения и формируется в подростковом возрасте (11-16). Знаете, почему многие дети начинают пить, курить и т.п.? Потому что их родители до ночи бабло заколачивают, и дети лишены элементарного родительского внимания, тепла, думая, что никому не нужны. Это передаётся из поколения в поколение. «Нам с детства внушают, что мы – говно, и мы портимся.» - «П.у.». К счастью (?) я избежал этой участи, и мне уже поздно быть как большинство. Too Late. Таким я и … Неужели жизнь дана человеку, чтобы прожить её виртуально (понарошку!), уйдя в компьютерную игру с парой «друзей» и обманывая себя, что ты «счастлив» ?
P.S. Спасибо всем, кто дочитал. Wad, не злись, пожалуйста, если Too Long. Не в коем случае не хочу заниматься off topic, просто так получилось.

Артур Ракицкий комментирует...
Всегда считал, что совет "быть самим собой" означает "Не старайся быть похожим на другого (конкретного) человека в этой ситуации. Просто потому, то ситуация не совсем такая, как ты думаешь, и ты совсем не тот (конкретный) человек, и ты не сможешь продолжать его копировать, потому что у тебя мозги устроены по-другому". Где-то так :) Формально я бы такой совет назвал "предупреждение о несоответствии" :)

Wad комментирует...
Отличный вариант, Артур. Действительно как предупреждении о несоответсвии данное выражение может быть вполне употребимо.

Tremer комментирует...
Всем привет - зовут меня Рустам
Тебе на размышление Вад:
Быть самим собой значит - Не поддаваться насильственному внушение и навязыванию чужих идей и доводов.
Просто есть различие между добровольной сменой точкой зрения (поведения) и насильственной (внушение, гипноз, что угодно)
В целом, очень грамотно всё расписал с "живыми" примерами. Поддерживаю, что подражание один из наиболее действенных методов совершенствования любого человека.
Щас сам пишу эссе по Философии на конференцию
По поводу предыдущего анонима -
по-моему полный бред. Жил в Америки год приёмным сыном в простой семье. Так вот - одеваться там можно как угодно и вести себя почти как угодно - с этим я согласен - Только вот загвоздка одна...
В Америке лицемерия как таковая ( не умение подстроиться под ситуацию как у Wadа, а тупо лицемерия - когда тебе улыбаются - спрашивают как дела, а на самом деле им срать или ещё лучше - они тебя не навидят глубоко в душе)Такое тоже бывает
Это один из примеров - их может быть дофига больше
Я всё ) спс


Другие посты по этой теме:



0 коммент.:

Отправить комментарий

Ваш комментарий появится в блоге после проверки администратором