Бытует мнение, что новые технологии улучшают жизнь всего человечества. Вот изобрели автомобиль, реактивный самолет, космическую ракету — и всем стало лучше жить. Но на старте популяризации новой технологии — это всегда игра с нулевой суммой, где новое достижение прогресса просто позволяет перераспределить выигрыш (некие ценности) между игроками.
Сходу тяжело понять, что я имею ввиду, поэтому расскажу на примере.
Возьмём booking.com — сервис, который перевернул рынок отельного бизнеса в мире. Раньше отели по всему миру были разрозненной системой. Бронирования происходили через локальные турагенства или уже на месте, после прибытия в город. Рынок был достаточно закрытым и непрозрачным. Часто ценообразование отелей не соотносилось с качеством предоставляемых услуг. Из-за некачественно оказанных услуг отель или туроператор не несли серьёзных потерь, поскольку не существовало единого каталога отзывов об этих услугах.
Что произошло, когда пришел Booking?
1. Отелям пришлось гораздо пристальнее следить за качеством оказываемых услуг: 5-10 плохих отзывов подряд и считайте, что ваш отель можно закрывать.
2. Была снижена средняя цена проживания. Из-за возросшей конкуренции, когда путешественник смог выбирать из 10 отелей в этом городе или 100 отелей в этом регионе, стало практически невозможно необоснованно завышать цену.
3. Многие страны или регионы, которые не имели ранее значительных турпотоков, получили возможность привлекать на порядок больше туристов, поскольку преимущества их услуг в соотношении цена/качество стали очевидными.
А теперь рассмотрим, как все эти условия повлияли на участников рынка:
1. Туристы получили только преимущества: прозрачность выбора и снижение стоимости проживания.
2. Создатели и инвесторы Booking заработали кучу денег. Тоже сплошные плюсы.
3. Правительство Нидерландов (там был создан Booking) получило огромные деньги в виде налогов от ежегодного оборота этого гиганта.
4. Многие владельцы отелей получили огромные убытки, также множество отелей были просто закрыты. Их регионы недополучили налоговых платежей.
5. Из-за снижения издержек и повышения качества обслуживания многие местные жители потеряли работу в отельном бизнесе. На их место были наняты гастарбайтеры из других регионов, готовые работать за копейки и боящиеся увольнения, как огня.
6. Многие регионы потеряли значительную часть турпотока, поскольку благодаря открытой системе бронирования туристы стали выбирать соседние, более дешёвые регионы. Яркий пример — современная Албания. Страна, в которой пару десятилетий были серьёзные проблемы по всем фронтам, сейчас активно развивается как туристический центр, при этом предлагаемые цены в 2-3 раза ниже рынка, благодаря нищенскому положению местного населения. В итоге: богатые регионы, которые теряют турпоток, начинают испытывать спад деловой активности и налоговых поступлений, что приводит их в упадок.
Отсюда и многочисленные акции протеста, борьба, в том числе и на законодательной основе, с такими монопольными IT-гигантами, как Booking.
Безусловно, новые технологии, в конечном счёте, повышают качество жизни всех людей, повышая конкуренцию и улучшая качество услуг для конечного потребителя, но только не сразу, а лет эдак через 30. А на первых порах своего внедрения и доминирования они просто перераспределяют деньги между участниками системы. Когда новая технология скачкообразно приходит на «старый» рынок, то всё, что она может принести — разрушение и опустошение.
Именно по этой причине в Европе, например, борются с Uber'oм. Моментальный заход на рынок такого гиганта оставит без средств к существованию десятки тысяч людей, что моментально скажется на экономике региона. Переход к новой технологии должен быть плавным и постепенным, чтобы люди имели время и возможность для переквалификации и ухода в другие сектора экономики. Это, безусловно, не выгодно для IT-гиганта и конечных пользователей, но выгодно для экономики региона в целом.
Автор: Digital Доктор.
Интересное...
0 коммент.:
Отправить комментарий
Ваш комментарий появится в блоге после проверки администратором