Что делать? Кто виноват? И почему сломалась ФРС?
Три извечных вопроса русской интеллигенции. Начнём с последнего.
Почему сломалась ФРС?
Резкий разворот на 180 градусов на последнем заседании не только удивил, но и напугал многих — рынки до сих пор не могут определиться, хорошо это или плохо. А плохая макроэкономическая статистика, вышедшая в пятницу, только подогрела страх.Американский ЦБ всегда говорил, что его главный мандат — обеспечение роста экономики, максимально приближенного к потенциальному, при стабильном уровне цен. Под «потенциальным» понимается рост, который, теоретически, может генерировать экономика страны, и зависит он, по факту, от двух факторов — производительности труда и уровня занятости. Пауэлл сказал на последней пресс-конференции, что на производительность труда повлиять достаточно сложно — она, в первую очередь, зависит от технологического прогресса. А вот уровень занятости и инфляция косвенно связаны друг с другом.
Вставим ремарку: в 1958 году Филипс нашёл взаимосвязь между инфляцией и уровнем безработицы в стране: снижение безработицы обязательно вызывает рост инфляции и наоборот.
Этот, казалось бы, экономический Грааль (Высокая инфляция — увеличим безработицу! Высокая безработица — увеличим инфляцию!) даже пыталось использовать американское правительство во внутренней политике (спойлер — не получилось). Через 10 лет Фридман и Фелпс доработали модель, введя в неё инфляционные ожидания.
Именно от них и зависит уровень безработицы — чем они ниже, тем выше уровень безработицы, так как производители не ожидают увеличения выручки из-за роста цен и не нанимают новых сотрудников. И то, работает эта модель только в краткосрочном периоде.
Кто виноват?
В предыдущих циклах, уровень безработицы ниже своего естественного уровня вызывал рост инфляции. ФРС на это отвечала ростом ставки выше нейтрального уровня (когда ставка не тормозит и не ускоряет экономику), снижая инфляцию и увеличивая безработицу.Теперь же, судя по всему, взаимосвязь инфляции и безработицы исчезла: исторически высокая занятость не разгоняет инфляцию и ФРС может позволить себе быть мягким даже на пике бизнес-цикла. Одновременно, низкая инфляция не вынуждает производителей пересматривать темпы роста выручки и оптимизировать персонал.
Причины этого не очень понятны, но, по нашему мнению, всё дело в инфляционных ожиданиях. За последние 150 лет ни разу не было настолько долгого периода низкой инфляции (данные с 1872 года) и экономические агенты просто перестали обращать на неё внимание — нет никакой разницы, на 2 или на 3 процента у вас растут цены в год.
В модели Фридмана-Фелпса есть такой параметр, как коэффициент адаптации инфляционных ожиданий к инфляции предыдущих периодов. Видимо он и сломался в моделях ФРС.
Что делать?
В какой-то момент, экономика, так или иначе, «упрётся» в стену: незанятых работников просто не останется и продолжать увеличивать ВВП за счёт найма новых — не получится. После этого начнётся снижение темпов экономического роста, которое перейдёт в рецессию.И у ФРС может не хватить стимулов для оживления экономики. QE? 4 трлн не очень помогли инфляции. Отрицательные ставки? Есть пример Европы и Японии.
Какие тогда остаются варианты? Можно увеличить количество рабочей силы за счёт мигрантов (разобрать стену, это, кстати, тоже прирост ВВП!), можно попытаться увеличить производительность труда за счёт масштабной роботизации производств. А уволенным работникам платить безусловный базовый доход, который можно просто печатать, постоянно догоняя растущую производительность труда.
Может вот он — рабочий вариант Modern Monetary Theory, когда напечатанные деньги сразу идут в производство, не вызывая роста инфляции? Наше мнение — вряд ли.
Автор: Рынок.
Интересное...
0 коммент.:
Отправить комментарий
Ваш комментарий появится в блоге после проверки администратором