понедельник, 4 сентября 2017 г.

Как я стала копирайтером

Как я стала копирайтером

Часть первая. Подъём-переворот

Интересно замечать, как сбываются твои мечты. Просто в миг осознавать — вот оно, я ведь к этому стремилась! Сразу расплываться в широчайшей улыбке, погружаться в чистое удовольствие и щебетать, как птица, рассказывая миру новость.

Совсем недавно, в начале солнечного апреля этого года, я порхала от радости, понимая, что сбылось одно из моих прекраснейших мечтаний.

Заглянем в прошлое…

Весна 2005 года. Я — студентка, живущая в общежитии МГТУ им. Н.Э. Баумана. Время — прекраснейшее! Друзья, праздники, учебники, бессонные ночи, вылазки на крышу, стихи о мечтах, мечты…

Уже пятый курс!

Как-то быстро всё произошло.

И закрутилось, и завертелось. Постоянные переезды, новые знакомые, странные старые знакомые, неожиданные открытия и всхлипывания в темноте. Всё! Хватит! Я не понимала, что происходит с моей жизнью, но знала: грядут перемены, как бы высоко это сейчас не было сказано.

Только спустя некоторое время, я почувствовала, как сильно исцарапала мне душу моя заветная мечта, пытаясь вырваться на свободу. Действительно, сколько можно было прятать её за постоянными отговорками.

Писать, я хотела писать тексты! Объёмные или из пары слов. Неважно! «Вот это да!» — Мысленно восклицала я, — «Надо ведь было почти закончить технический ВУЗ, чтобы понять, что я не технарь».

Место совету!
Если что-то в груди неистово скачет, бьётся, а иногда даже воет, и если вы никак не можете понять, что это, но замираете от приятной щекотки, знайте – это ваша сокровенная мечта, которую завалили тряпьем из бытовых забот и мелких рациональных отмазок и советов. Послушайте её! Очнитесь! Вспомните о своём желании.

Спасибо Никитке…

Мой одногруппник, Никита Краснов, работал тогда копирайтером уже год. Для меня же всё, что связано с рекламой, было тёмным лесом. Я писала стихи, маленькие рассказы, заметки о преподавателях в лекционных тетрадях. Развлекалась, одним словом, погружаясь в любимое занятие, которое считала просто своим хобби.

Перечитывая как-то Никиткины поэмы, я и не подозревала, что это его увлечение давно переросло во что-то большее, в интересное и серьёзное. Он создавал рекламу — писал тексты, которые работали.

Девочка, любившая играть со словами, не заставила себя ждать и обрушилась на друга: покажи да расскажи! Что двигало мной тогда, когда я умоляла его о просвещении? Отвечу: маленькое здоровое любопытство и огромное сильное желание.

Место совету!
Если вы чувствуете невероятную радость от надвигающейся на вас волны событий, и если вам очень хочется искупаться в этом океане, знайте – пора уже бежать к воде и нырять навстречу неизведанному. Раздумывать в таких случаях не стоит ни секунды.

Тестовое задание от Никиты…

«Аня, представь, что у тебя есть старая рваная тряпка. Подумай, как её можно использовать и докажи необходимость приобретения этой вещи людям. Прорекламируй свой товар!»

По большей части, это была проверка того, умею ли я фантазировать. Естественно, фантазёрка из меня вышла отличная! Но чтобы создавать рекламу, этого недостаточно. Хочешь стать копирайтером — воплощай свои идеи в текст, который приведёт потребителя к товару и подтолкнёт к приобретению; который расскажет о товаре интересно и грамотно. Увлекательное занятие, не правда ли?!

Отгадайте, что было дальше!

Никита выдал мне пару книг, которые сам давно изучил, и «игрушечные» брифы. В процессе моей работы над ними друг многое мне объяснил. Научил спокойно относиться к критике и, не разочаровываясь, выкидывать в мусорную корзину созданный только что текст, чтобы начать с чистого листа.

Первый мой бриф был на разработку сценария видеоролика, слогана и названия. Продукт — самый острый кетчуп в мире. Как я тогда справилась с задачей, можете посмотреть в портфолио.

Жизнь закипела!

В перерывах между процессами генерации идей, я изучала специальную литературу. Первой книгой, которую я прочла, была знаменитая книга Дэвида Огилви «Огилви о рекламе». Мне очень хотелось научиться писать текст, который продаёт. Вот только в реальности проверить, работает ли моя реклама, я не могла. Проверяли они…

Место совету!
Знакомьтесь с копирайтерами. Можно заочно, через Интернет. Они всегда с удовольствием прочтут ваши творения и одарят щедрыми комментариями. Заодно научитесь спокойно воспринимать критику. Но! Не принимайте близко к сердцу. Опасно.

Где первая книга, там и вторая. Списки обязательной литературы я находила в Интернете. Также через мировую сеть произошло моё знакомство с фрилансером по имени Дмитрий Кот. «Больше читай и не берись сразу за видео!» — написал Дима. Спасибо ему за ценные нагоняи.

В конце первой главы о пути моего становления копирайтером поделюсь-таки радостью. Совсем недавно, в начале солнечного апреля этого года, сбылась моя мечта: сейчас, когда я многому научилась, пишут мне, чтобы спросить совет. И я готова делиться опытом.

Часть вторая. А теперь отжимания и приседания!


Начинающий копирайтер

Известно: если ты начинающий копирайтер, уверенный в себе и в своих невероятных способностях, но без опыта работы, без портфолио и вообще не обросший ни строчкой текста, то никто и никогда не предложит тебе сделать серьёзное задание.

Конечно, если ты хочешь писать всякую ересь для тех, кому большего и не нужно, то: «Милости просим», — скажут они. Во всех остальных случаях тебе понадобится портфолио. С ним ты всегда сможешь составить такое мини-резюме: «Привет! Я — начинающий копирайтер. Мои работы Вы можете посмотреть здесь».

Место совету!
Умный маленький котёнок, который ищет себе дом, бежит по улице, обязательно мягко опуская лапки на землю и распушив свою блестящую шёрстку. Он не мяукает жалобно, потому что понимает: выберут его за красивый окрас и за то, что он такой милый. Вот и твоим преимуществом должно быть портфолио. Не нужно расписывать, как много ты умеешь и знаешь. На старте нужно показать, что ты умеешь и знаешь. Сохраняй выполненные работы либо в печатном виде, либо в виде маленького сайта.

Я свои творения размещала на сайте, который для меня сделал дизайнер Юрий Гугнин. Сайт был простой — ничего лишнего: информация обо мне в виде стихотворения, портфолио, плюс гостевая книга, чтобы желающие могли оставлять комментарии.

Прошло немного времени, и мне начали писать. Первый настоящий бриф, которому я была безумно рада, ставил задачу — разработать сценарий музыкального видеоролика.

Мало того, что это задание доставило мне массу удовольствия, так ещё и песенку мою приняли. Может, с доработками, они не сказали. А мне, честно, и не нужно было. Маленький успех сильно вскружил мне голову! И я кое-что осознала… — хочу ещё.

Заказы поступали нечасто…

Но останавливаться никто не собирался! Сайт постепенно раскручивался, а я в свободное от учёбы время обрабатывала новые «игрушечные» брифы.

Как-то ради интереса решила перечитать всё, что написала. Естественно нашлись ошибки: в сценариях много лишнего, отдельные моменты совсем непонятны. Но это меня ничуть не расстроило, наоборот обрадовало. То, что недочёты тогда были мне заметны, означало, что я развиваюсь. Это, как сравнивать собственный почерк в тетрадях второго и восьмого классов. Смотришь на свои каракули и умиляешься, вспоминая: я ведь когда-то так аккуратно выводила буковки и восхищалась своим талантом.

Место совету!
Следи за своей эволюцией, чтобы каждый раз понимать: мне ещё работать, работать и работать.

Дальше я решила для себя, что настоящий опыт приобрету, только заняв должность копирайтера в крупном рекламном агентстве. Ведь там особенная атмосфера, нужные люди и непрерывный поток заданий.

Вперёд, вперёд, вперёд! Конечно, мои стремления, бывало, разбавлялись мимолётным разочарованием. Ну, почему так мало откликов на сотни моих посланий… Да потому что определяющим фактором для зачисления в штат сотрудников всё же оставался опыт работы в РА и профильное образование, которых у меня не было.

И тут произошло чудо!

Часть третья. Соревнования состоятся в конце августа!


Я стала копирайтером


Открываю как-то летним утром почту и вижу жирненькую единичку после слов: «Новых писем:». Клик-клик! И я уже читаю строчки текста, начавшего мне сниться.

В письме сообщалось, что рекламное агентство Lowe Adventa проводит набор стажёров. Но приняты в этот ранг будут лишь те, кто, во-первых, выполнит тестовое задание, а, во-вторых, поработает ещё над несколькими реальными проектами, то есть займется разработкой идей. Всё логично. Профессионалам нужно было оценить птенцов на предмет того, могут ли они вообще научиться летать, и летать самостоятельно.

«Я согласна! Высылайте, пожалуйста, тест!»

Я действительно безумно обрадовалась. Ведь у молодого инженера с творческой душой и любовью к рекламе появился реальный шанс попасть в благоприятную среду.

Задание выполнено.

И вот я поднимаюсь на лифте, успевая в назначенную минуту на нужный этаж. У меня собеседование…

Так спокойно на переговорах мне никогда не было. Это, наверное, можно считать ещё одним подтверждением того, что человек попал туда, куда надо.

Место совету!
Вы, мечущиеся сейчас в поисках «своего», присядьте и успокойтесь.

Вспомните, ведь когда-нибудь вам удалось побывать в таких местах, или это было лишь однажды, где душа отдыхала, где её переполняло восхищение от каждой увиденной или услышанной детали.

Что это было за место? 99% в пользу того, что оно — то самое, что вы так долго ищете и пропустили по глупой случайности.

Так бегом навстречу любимому делу!

Быстро пролетели два месяца моей предварительной стажировки. Собранная из начинающих копирайтеров и арт-директоров группа много упражнялась: презентовала свои зарисовки и поглощала советы профессионалов. Сказать, что было интересно, — ничего не сказать.

С замиранием сердца я ждала решения судей…

Вот уже почти полгода я работаю в агентстве. Это был самый лучший подарок на Новый год.

Здесь замечательные люди! Очень разные и очень интересные. С виду обычные… Но я считаю их смелее остальных. Ведь они, работая, проецируют свой внутренний мир на бумагу, листы которой разлетаются потом по свету…

Эпилог

Как бы мы ни старались всё изучить по книжкам, это никогда не даст нам больше, чем непосредственный творческий процесс.

Интересно и даже забавно находиться в обществе рекламистов, которые могут взять и потанцевать в центре офиса или устроить перестрелку «снежками». Один выращивает траву в горшках, заботливо поливая её каждый день. Другой вообще не переносит солнечного света, предпочитая красные занавески. Кто-то настолько увлечён рисованием, что с ног до головы завален кипой набросков. А у кого-то на столе абсолютный порядок: нет ничего кроме компьютера и планшета. Кто-то здесь вегетарианец, кто-то врач, кто-то болтлив, а кто-то почти все время молчит.

Всё, в принципе, как и в любом обществе.

Просто, когда в нем комфортно, оно кажется тебе особенным…

Автор: Анна Галкина.


Комментарии:


evll
А я думал, что копирайтеры - это люди, рисующие (c), TM и тому подобную хрень, ггг. Кстати, и сейчас так думаю. А то, про что ты, девочка, пишешь, больше смахивает на менеджеров по рекламе или специалистов по маркетингу.

Анна Галкина
Думать в таких вопросах можно в двух направлениях: в правильном и неправильном…
Копирайтер не рисует, он пишет и участвует в генерировании идеи. А то, про что пишет девочка, смахивает на слова менеджеров по рекламе и специалистов по маркетингу только потому, что для написания продающего текста, копирайтеру нужно разбираться не только в русском языке.

Тот самый Мюнгхаузен
Анка, столько теплых слов =)) Спасибо, извини, что втянул тебя в эту котовасию =) Безумно рад видеть твои успехи! Так держать!
Evil, очень интересное мнение =)) За три года карьеры рисовал только для развлечения. Copywriter - (даже как слово) состоит из двух частей. И ключевая - Writer - писатель. Copy - сленговое американское - означает “маленький текст”. А все вместе дословно означает Составитель рекламных текстов. К рисованию не имеет никакого отношения. =) Рекомендую Яндекс и не бояться менять свою кочку зрения.

Александр А. Репа
А есть ли в сети что-нибудь толковое почитать?

Анна Галкина
Есть, конечно! *)
adme.ru
sostav.ru
advertology.ru
sloganbase.ru
А ещё блоги копирайтеров.

Александр А. Репа
Спасибо, Анна!!!

Ольга Воропай
Анна - с большим удовольствием прочитала серию статей “Как я становилась копирайтером”. Очень светло, легко и ясно написано. По-доброму. Так держать!

Анна Галкина
Спасибо, Ольга!
Надеюсь, начинающие почерпнут из статьи что-то полезное, а профи вспомнят себя на старте и :) !

Медвед
:)))) главное, что не копипастером :)))
Хорошо написано!

Анна Галкина
Копипастером быть неинтересно.
Только собственный текст способен доставить настоящее удовольствие!

Сурнова Ольга
Анна, нет слов!
Читаю и как буд-то сама это написала. ВСЁ: улыбка, удовольствие, щебет, мечты - испытала сама, набрав в поисковике слово - копирайтер и прочитав несколько статей на эту тему. Мне хотелось разбудить мужа среди ночи и говорить, нет, просто кричать: Я Нашла! Это - Оно!
У моей истории пока нет продолжения, ведь всё это случилось неделю назад, но так приятно осознавать, что я на пути к чему-то очень захватывающему и новому для меня.
А вам спасибо за статьи и положительные эмоции.

Елена Воин
С удовольствием читаю ваши откровения, во многих моментах узнаю себя:) Думаю, Ваши советы будут очень полезны как для начинающих копирайтеров, так и для профессионалов.

Анна Галкина
Надеюсь и верю, Елена! Спасибо. *)
Идея о том, чтобы написать историю становления с советами, родилась давно. Я, наверное, ждала, когда мне напишет первый начинающий копирайтер. И это случилось!

Meloman
Да статьи откровенные, за что автору большое спасибо!

Alex
Интересно, а стихотворение как-то стимулирует к заказам?
Хотя видимо на любителя, всех клиентов не соберешь…

Дуся
И я так могу тоже ,и стихи моё хобби

Анна Галкина
Отличное хобби, Дуся! :)
Надеюсь, Вы получаете такое же огромное удовольствие, как и я, в работе над ними (стихами).
Присылайте, пожалуйста, что-нибудь интересное, если хотите.

Медвед
Здорово пишешь! Я уже на работу забил, архивы читаю :)
Стихи тоже уважаю и периодически пописываю :)

Анна Галкина
Спасибо, Медвед!
В архивах порыться тоже иногда полезно. :)) Складывается общее впечатление о блоге, и читатель решает: быть или не быть…….. блогу в его RSS-читалке. *)
Мы рады каждому новому читателю. И тебе, Медвед, в частности.

Александр А. Репа
Анна, очень рад за вас. Желаю творческих успехов!!!

Валерия
Здравствуйте, Анна. Очень понравились Ваши статьи — зацепили. В них я узнала себя. Вдохновенья Вам.

Строитель
удачи вам!

Серый
Анна а ссылку можно на сайт? Я тоже хочу стать стажёром

Юрий Гугнин
Поищите тут или позвоните по телефону 739-0110 в РА Lowe Adventa.

Влад
Молодец Анна, но не надо останавливаться, надо расти дальше… Удачной вам карьеры!!!

Ксения
Анна, очень здорово, что вы умеете ставить цели и, что не менее важно, их добиваться. Ваша статья была настолько позитивна, что я перечитала ее насколько раз, чтобы заразиться этим настроеним восторга и победы, которым проникнута каждая строчка. Я сама в данный момент нахожусь на перепутье. В том смысле, что, писать – это то, о чем я всегда мечтала, но не хватало смелости, наверное. Спасибо. Была бы рада получить от вас письмо.

Анна Галкина
Ксения, дело за малым: ставьте цель и вперед! :)
А мы поможем!

Минер
Анна поздравляю ты молодчина!

lexus
Зачётно!

Анна
Замечательно Вы пишете!
Вопрос только один: с чего же начинают будущие копирайтеры?.. Пишут слоганы? Или надо обязательно художественно рисовать (было сказано про копирайтера с планшеткой)?

Денис Болтиков
Приятно читать такие позитивные истории :) Особенно когад у самого настроение так себе.

Анна Галкина
Анна, в больших РА (Lowe Adventa, например) над творческим заданием работают пары: копирайтер и арт-директор, копирайтер и арт-директор и т.д.
Одна пара занимается разработкой сценария ролика для одного продукта, другая пара — для другого. Иногда пары объединяют.
Идею рекламисты генерируют чаще совместно: копир и арт. А вот воплощение распараллеливается: копирайтер пишет необходимый текст, а арт-директор рисует и собирает макеты.
Сидят копир и арт за соседними столами. Поэтому у одного планшетка, а у другого — кипа бумаги :))
Копирайтеру рисовать необязательно. :) Хотя, если ты умеешь, — отлично! Сможешь свои идеи красочно набрасывать на листе бумаги.
Начинай с того, что получается. Но пробуй всё.
Удачи, Анюта! *)

Анна Галкина
Ребята, спасибо вам всем!
Удачи! :))

Медвед
Рад за Вас! Очень позитивная жизненная история!

Анна Галкина
Спасибо, Медвед! Рассказывайте свою :)))


Другие посты по этой теме:



0 коммент.:

Отправить комментарий

Ваш комментарий появится в блоге после проверки администратором