понедельник, 29 октября 2007 г.

Мария Скатова: «Блоги — обалденный ресурс»

Мария Скатова: «Блоги — обалденный ресурс»

    Машу «Гвадалахару» Скатову знают в Сети давно. Её опус «Мои университеты» гуляет в Интернете не один день, его перепечатывают и цитируют, кому только не лень. Являясь одним из самых лучших журналистов Казани, она быстро стала популярным блогером. Причём писала она в СМИ, в основном, про политику, в «ЖЖ» — лытдыбр, а закончила факультет вычислительной математики и кибернетики.

    Но самое интересное: её книга «Повесть о ненастоящей журналистке», которая составлена из постов в блоге. Причём она даже не задумывалась про это, когда издательство само нашло Машу и предложило сделать практически hardcopy её блога. Как она ведёт блог, как её семья относится к этому — на эти и другие вопросы она отвечает ниже.

  • + Мария Скатова;
  • + двадцать с чем-то лет;
  • + замужем;
  • + сыну 15 месяцев;
  • + живёт в Москве, иногда — в Зеленодольске.

    Маша, зачем ты завела блог?

    Не было никакой причины. Я даже не знала, что такое блог. Пользовалась «аськой» и почтой — мне хватало. В таком общении, бывшая сокурсница и давняя боевая подруга как-то упомянула, что они сейчас заняты тем, что активно «жж-ат». Я от природы любопытна, как кошка, поэтому немедленно стребовала отчёта: чего-чего это они там делают? Ну, и быстро получила пригласительный код в «Livejournal». Да, тогда «ЖЖ» ещё сохранял некую видимость закрытости и, для вступления в клуб избранных, необходим был код. Всё просто: тебе дают код, ты регистрируешь аккаунт, тут же генерируешь тот пригласительный код, на который имеешь право, и возвращаешь своему благодетелю. Вуаля. Ты блогер.

    14 ноября 2002 года я написала неоригинальное «Процесс пошёл, господа присяжные заседатели» в своём первом по счёту аккаунте и очень быстро попалась в сети. Могу сказать, что эта дата — день рождения моего блога — стала днём смерти моей переписки с друзьями и моего активного участия в тематических форумах и в жизни нескольких сайтов: я быстро завязала со своими авторскими колонками, длинными письмами и прочим — я «жижила» как ненормальная. Я и сейчас «жижу». Всех давно потерянных и внезапно найденных знакомых, друзей, одноклассников я сразу посылаю в свой блог: мол, там всё написано, и не пишу им писем. Они, наверное, обижаются.

    До этого, я никогда не писала записей дневникового типа и вообще не имела привычки вещать для общественности. Да и потребности такой осознанной не имела: «Если не я, то кто споёт людям?» — не было такого.

    Блоговедение и журналистика где-то рядом? Помогало одно другому?

    Я издалека начну. У меня есть едва ли не единственная оффлайновая страсть. Я собак выставляю. На собачьих выставках. И, соответственно, тусуюсь на породных форумах. Как-то, по доброте душевной, после крупной выставки я написала на форуме о своих впечатлениях. Со всеми положенными реверансами, что это — моё сугубое ИМХО и т. п. Написала безо всякой оглядки: фигли, это же просто пост на собачий форум, по просьбам трудящихся! Как меня били ножками! Только ленивые не зарегистрировались на форуме, чтоб не вставить свои 5 копеек и не назвать меня жёлтым земляным червяком. Первой претензией было «Как ты могла написать своё мнение?». Я недоумевала на предмет: так не я одна его пишу, люди... А мне в ответ от толпы собаководов: ты журналист и должна, в отличие от нас всех, отвечать за свои слова! Особо ретивые вешали на собачьем форуме кодекс чести российского журналиста и тыкали меня носом в пункты. Попутно заявляя, что я — ангажирована и мне чуть ли не заплатили за то, чтобы я похвалила и обос...ла строго определённых собачек... На все мои слёзные мольбы доказать факт моей материальной заинтересованности в посте на собачьем форуме или извиниться и свалить в пампасы — следовали какие-то новые цитаты из закона о СМИ... Я с этой бабой больше не здороваюсь в жизни, знаешь ли.

    Апофигеем стал случай, когда одна собаководша заявила второй, что все журналисты — идиоты и полный неадекват. На основании моего поста на собачьем форуме. Кажется, там я заявила своей закадычной врагине, в ответ на её утомительные многолетние доставания, что-то вроде «Поцелуй уже меня в живот, ниже, ниже, вот-вот-вот!». Понятно, что логика у некоторых хромает и не продвигается выше уровня «Все мужики — козлы!». Но я упорно отказываюсь понимать, почему в обычной частной жизни меня меряют иной линейкой и прощают мне куда меньше, чем прочим, только потому, что я работаю журналистом? Если на том же форуме ветврач откажется консультировать по Интернету, все поймут: врач не работает через Паутину. Но всё, что я сказала, рассматривается через призму моей профессии. Потому что, оказывается, я «позиционирую себя как журналиста». Конец цитаты.

    Разные это для меня вещи, и всегда были разные. Журналист я в строго определённых ситуациях, в рабочее время и по делам издания, на которое работаю. Во всё остальное время, я — человек со всеми своими слабостями. У меня даже политическое заявление в блоге висит для всех вновь присоединившихся, что это — не СМИ и что свои претензии к моему журналистскому самосознанию люди могут оставить где-то за порогом моего блога.

    За годы работы журналистом и блогерства, «ЖЖ» подкинул мне тему раз или два. Случайно. И это не были «бомбы». Единственная помощь от блога, которую я имею, это, образно говоря, прочистка засорившихся мозговых труб. Каждому, кто ремесленник от творчества и обязан творить по строгому графику, известно, что вдохновения можно и не дождаться. Особо остро эта проблема у меня стояла, когда я работала в ежедневной газете: банально, перестало хватать слов.

    И вот в ситуации, когда писать нужно, а нечего, я сажусь и начинаю, как чукча, вещать в блоге. Что вижу, то пою. И, таким образом, выманиваю слова изнутри, возобновляю поток... Личный рекорд: семь постов подряд, чтобы выманить какую-то маленькую заметку, которую я обещалась сдать в номер.

    Ты быстро стала популярной? Почему закрыла первый дневник?

    (оглядывается, пожимает плечами) А я популярна? Или была популярна? Сейчас меня читает 426 человек — мой исторический максимум, который, временами, меня весьма напрягает. В первом аккаунте, максимум достигал 252 читателей. В «тысячнеги» не стремлюсь. Времени жаль.

    Почему закрыла аккаунт? Тебе знакомо чувство «Большой брат видит тебя»? У меня оно было, да. Люди, которых это не касалось, начали читать мой ж-журнал, принимать всё, что написано, за чистую монету, пытаться притыкать меня моими записями. Факт притыка меня не напрягал. Но мысль о том, что они это читают — была противной. Скажу больше, такие люди подписались на газету, в которой я работала, купили мою книгу и сказали «Фе, я это уже всё читал!». В общем, могут гордиться тем, что выжили меня из моего же аккаунта. Я же нежная очень. Мне много не надо. Психанула и закрыла, делов-то. Сначала вела второй ж-журнал в закрытом режиме строжайшей конспирации. Но тут вышла книга, на обложке которой был адрес моего старого блога, люди приходили, требовали «исчо», я сначала скрыто давала ссылку на новый аккаунт, потом плюнула и сделала открытую переадресацию. Читает ли меня сейчас мой «Старший брат». Можно, в принципе, проверить, написать что-то про этого человека матерное и откровенно негативное и немного подождать. Если читает, не утерпит, тут же вылезет. Хотя теперь лекарство простое — бан. И ещё бан. И ещё. И пусть читает, раз нечего больше делать бедняжке.

    Сколько времени ты тратишь на блог в день? Тематику специально подбираешь или что в голову взбредёт?

    Блог не является моей работой и норму выработки я в нём не выполняю. Как все жж-голики, я запускаю браузер со своей лентой раньше, чем умоюсь и позавтракаю. Я работаю через Сеть, поэтому имею возможность неконтролируемо часто проверять свою ленту и наличие новых комментариев. Поэтому, на деле, времени «ЖЖ» съедает много. В последнее время, я просто договорилась с собой, что не буду отвечать никому в выходные, потому что викенд у меня — оффлайновые дни.

    С тематикой сложнее. Мой блог не рассчитан на широкую аудиторию именно потому, что я не занимаюсь специальным продуманным подбором тем и раскруткой журнала, который понравился бы многим. Это всё особенно заметно, когда после очередного поста «на публику» народ начинает френдить, как ненормальный, а потом, устав ждать, когда же «аффтар напишет исчо», удаляет меня из ленты.

    Часть записей — типичная песня акына: подсмотренное, подслушанное, из жизни. Часть — то, что выношено, обдумано и обмусолено неоднократно. Но в целом, повторюсь, интервью вообще не по адресу: я не тот блогер, которого интересно читать. Я пишу «лытдыбр».

    В чём заключается главный кайф от ведения блога для тебя?

    В интерактивности. Можно моментально получить отклик. В том, что развиртуализация, порой, даёт потрясающие реальные знакомства и отличных друзей. В том, что можно сыграть в интересную игру: вбросить в чужие ленты провокацию и наслаждаться многодневной реакцией, приливами-отливами посторонних комментаторов. А ещё в том, что блоги — сила. Я впервые это поняла, когда один блогер парализовал, при помощи других блогеров, работу ЗАГСа: был у них там какой-то конфликт из-за одинаковых телефонных номеров. Недавно блогеры устроили полномасштабную акцию против недостоверной рекламы БАДов на радио.

    Блоги — обалденный ресурс, очень мощный. Ощущать это мне очень приятно. И быть причастной — тоже.

    Как сочетаются блог и ребёнок? Блог и муж? Он знает про блог? Сам ведёт?

    Нормально всё сочетается. Вообще, когда я оцениваю масштаб «мамских войн» и вообще присутствия молодых мамаш в блогах, то думаю, что они сильно преувеличивают свою занятость ребёнком. Независимо от того, какое именно детовзращивание практикуют.

    Просто я стала меньше писать для своего блога, изменился круг читателей. Мой муж знает про блог, конечно. Иногда ругается, что я слишком увлечена написанием ответов на комментарии. У мужа есть «ЖЖ», но пишет он мало, всё больше читает. Хотя пишет, на самом деле, хорошо.

    Ты зарабатываешь на блоге? Вообще чем-то зарабатываешь, пока с ребёнком?

    Нет. Не зарабатываю. Это как с феминизмом: на работе ненавидеть мужчин за деньги, а после — любить их бесплатно. Так вот на работе я писала за деньги. А в блоге — бесплатно. С ребёнком я получаю от государства пособие. Последнее, вот, бездумно спустила в «Детском мире» на игрушки. Вообще, тратить деньги на ребёнка совершенно не больно. Это легче всего. Мне даже легче, чем тратить на собак (а как мне легко на собак тратить, это фантастика!). Поэтому зарабатывать пытаюсь. Хотя меня никто не гонит к станку. Но, чтобы задействовать мозг и быть в тонусе, понемногу работаю удалённо с двумя сайтами, как редактор и контент-менеджер. Возвращаться к репортёрскому труду, пока, не очень хочу. Сейчас, в соавторстве, дописываю книгу. Не думаю, что мы на ней заработаем кучу денег. Но надеемся определённо снискать славы.

    Ты удивилась, когда к тебе обратилось издательство с предложением опубликовать твои записи? Как идут продажи? Ещё планируешь издаваться? Ну, и вообще твои мысли по поводу пейсательства.

    Это было очень смешно. Я находилась в отпуске и в затяжном турне по стране: четыре выходных, четыре выставки в разных городах для моей молодой собаки. Нижний Новгород, Воронеж, Екатеринбург, Москва. Октябрь и ноябрь. Поезда. Соответственно, к Москве я была уже дико простужена и чувствовала себя так, будто «лучше бы я умер вчера». И вот, накануне выставки в Москве, в чужом доме, ночью, я попросила разрешения глянуть свою почту. А там во входящих письмо с темой «От издательства "Центрполиграф"». Я подумала: вот до чего спамеры дошли и уже даже галочку поставила на удаление. Но вдруг решила прочесть.

    Очень громко смеялась. Очень удивилась. До сих пор не знаю того человека, который меня сдал моим любимым издателям. Знаю, что кто-то сдал из «ЖЖ», даже не мой постоянный читатель.

    Скажем так: я этого очень хочу. А уж как сложится...

    Мучил блогера-писателя RippinKitten, интервью участвует в конкурсе.

Интересное...




Другие посты по этой теме:



0 коммент.:

Отправить комментарий

Ваш комментарий появится в блоге после проверки администратором